Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКОВОРОДА́

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 356

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Марченко

СКОВОРОДА́ Гри­го­рий Сав­вич [22.11(3.12).1722, с. Чер­ну­хи Лу­бен­ско­го пол­ка Ки­ев­ской губ. – 29.10(9.11).1794, с. Ива­нов­ка, ны­не Ско­во­ро­ди­нов­ка Харь­ков­ской обл.], укр. и рос. фи­ло­соф, по­эт, пе­да­гог, му­зы­кант. Ро­дил­ся в ка­зац­кой се­мье. В 1734–53 учил­ся в Кие­во-Moгилянской ака­де­мии, где слу­шал лек­ции Ко­нис­ско­го Ге­ор­гия. В 1751, 1759–69 пре­по­да­вал в кол­ле­гиу­мах Пе­ре­яс­ла­ва и Харь­ко­ва. С 1769 вёл жизнь стран­ст­вую­ще­го фи­ло­со­фа («стар­чи­ка»). Со­чи­не­ния (фи­лос. диа­ло­ги и трак­та­ты, бас­ни, сти­хо­тво­ре­ния, пись­ма) С. рас­про­стра­ня­лись в ру­ко­пис­ных ко­пи­ях. В от­ли­чие от пре­об­ла­даю­ще­го в ака­де­мии схо­ла­сти­зи­ро­ван­но­го ари­сто­те­лиз­ма, фи­ло­со­фия С. – пер­со­на­листи­че­ски ис­тол­ко­ван­ный пла­то­низм. В цен­тре её – уче­ние о трёх «ми­рах» («мак­ро­косм» – Все­лен­ная, «мик­ро­косм» – че­ло­век и со­ци­ум, «мир сим­во­лов» – Биб­лия, ми­фоло­гия, фольк­лор, фи­лос. сен­тен­ции) и двух веч­ных «на­ту­рах». За­да­ча че­ло­ве­ка – сквозь ви­ди­мую «на­ту­ру» (ма­те­рия, плоть, бу­к­ва) про­зреть «на­ту­ру» не­ви­ди­мую – «без­на­чаль­ное еди­но­на­ча­ло», со­фий­ную ос­но­ву ка­ж­до­го из трёх «ми­ров»: ие­рар­хию форм-эй­до­сов-ар­хети­пов, па­ра­диг­му об­ществ. уст­рое­ния (со­во­куп­ность «срод­но­стей»), ду­хов­ный смысл са­краль­но­го тек­ста. Путь – са­мопо­зна­ние, по­сти­же­ние и реа­ли­за­ция сво­его «внут­рен­не­го че­ло­ве­ка», «срод­но­сти» (со­фий­ная пред­рас­по­ло­жен­ность к оп­ре­де­лён­ной фор­ме об­ще­ст­вен­но зна­чи­мо­го тру­да, мас­тер­ст­ву). Цель и ре­зуль­тат – сча­стье, по­ни­мае­мое как са­модос­та­точ­ность (ав­тар­кия), ду­шев­ный по­кой и бес­стра­стие. Спе­ци­фи­ка «срод­но­го тру­да» фи­ло­со­фа – сво­бод­ное раз­мыш­ле­ние о пер­во­на­ча­лах, ал­ле­го­ри­че­ская (в ду­хе Фи­ло­на Алек­сан­д­рий­ско­го, Кли­мен­та Алек­сан­д­рий­ско­го и Ори­ге­на) ин­тер­пре­та­ция ми­ра сим­во­лов, ис­пол­не­ние за­по­ве­дей и пе­да­го­ги­че­ской («со­кра­ти­че­ской») функ­ции вос­пи­та­ния лю­дей в доб­ро­де­те­ли.

По­этич. сбор­ник С. «Сад бо­же­ст­вен­ных пес­ней, про­зяб­ший из зерн Свя­щен­но­го Пи­са­ния» (ме­ж­ду 1753 и 1785), а так­же от­дель­ные, в т. ч. на­пи­сан­ные ла­ты­нью, сти­хо­тво­ре­ния де­мон­ст­ри­ру­ют изо­щрён­ное мас­тер­ст­во ба­роч­но­го по­эта-ре­фор­ма­то­ра (при­ме­не­ние не­точ­ных рифм, ис­поль­зо­ва­ние не толь­ко при­выч­ных для укр. сил­ла­би­ки 17–18 вв. жен­ских, но и муж­ских рифм, ис­клю­чи­тель­ное бо­гат­ст­во стро­фи­ки, жан­ро­вое мно­го­об­ра­зие) в со­че­та­нии с вдох­но­ве­ни­ем ре­лиг. мыс­ли­те­ля, раз­ра­ба­ты­ваю­ше­го ме­та­фи­зич. те­мы жиз­ни и смер­ти, ми­ра-как-те­ат­ра, су­ет­но­сти мир­ских же­ла­ний, жиз­ни-пу­ти, сво­бо­ды от стра­стей, сча­стья и по­коя, и др. Сбор­ник «Бас­ни Харь­ков­ские» (эзо­пов­ские и ори­ги­наль­ные сю­же­ты) пред­став­ля­ет этот про­за­ич. жанр как ещё од­ну лит. фор­му для вы­ра­же­ния фи­лос. со­дер­жа­ния. Цен­ным яв­ля­ет­ся эпи­сто­ляр­ное на­сле­дие С., пре­ж­де все­го ла­ти­ноя­зыч­ные пись­ма уче­ни­ку и дру­гу М. И. Ко­ва­ленско­му. С. при­над­ле­жат так­же пе­ре­во­ды-пе­ре­ло­же­ния из Плу­тар­ха («О ти­ши­не серд­ца» и др.), Ци­це­ро­на («О ста­рос­ти»), Го­ра­ция и др.

Идеи и об­ра­зы С. по­лу­чи­ли раз­ра­бот­ку у В. Т. На­реж­но­го, Н. В. Го­го­ля, П. Д. Юр­ке­ви­ча, Т. Г. Шев­чен­ко, П. А. Ку­ли­ша, Н. С. Лес­ко­ва, В. Ф. Эр­на, П. А. Фло­рен­ско­го, А. Бе­ло­го, П. Г. Ты­чи­ны, М. А. Бул­га­ко­ва, Арс. А. Тар­ков­ско­го и др.

Соч.: Соч. М., 1973. Т. 1–2; Пов­на ака­де­мiчна збiрка творiв. Харкiв, 2010; Полн. собр. соч.: В 2 т. К., 2012.

Лит.: Эрн В. Ф. Г. С. Ско­во­ро­да: Жизнь и уче­ние. М., 1912; Ло­щиц Ю. М. Ско­во­ро­да. М., 1972; Уш­ка­лов Л. В., Мар­чен­ко О. В. На­ри­си з фiлософiї Г. Ско­во­ро­ди. Харкiв, 1993; Уш­ка­лов Л. В. Г. Ско­во­ро­да: Семiнарiй. Хар­кiв, 2004; Чи­жевсь­кий Д. I. Фiлософiя Г. С. Ско­во­ро­ди. Харкiв, 2004; Erdmann E. von. Unähnliche Áhnlichkeit: Die Onto-Poetik des ukrainischen Philosophen H. Skovoroda. Köln, 2005; Мар­чен­ко О. В. Г. Ско­во­ро­да и рус­ская фи­ло­соф­ская мысль XIX–XX ве­ков: Ис­сле­до­ва­ния и ма­те­риа­лы. М., 2007; Два столiття сковородiяни: Бiблiо­г­рафiчний довiдник. Харкiв, 2002.

Вернуться к началу