СКОВОРОДА́
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКОВОРОДА́ Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Лубенского полка Киевской губ. – 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.], укр. и рос. философ, поэт, педагог, музыкант. Родился в казацкой семье. В 1734–53 учился в Киево-Moгилянской академии, где слушал лекции Конисского Георгия. В 1751, 1759–69 преподавал в коллегиумах Переяслава и Харькова. С 1769 вёл жизнь странствующего философа («старчика»). Сочинения (филос. диалоги и трактаты, басни, стихотворения, письма) С. распространялись в рукописных копиях. В отличие от преобладающего в академии схоластизированного аристотелизма, философия С. – персоналистически истолкованный платонизм. В центре её – учение о трёх «мирах» («макрокосм» – Вселенная, «микрокосм» – человек и социум, «мир символов» – Библия, мифология, фольклор, филос. сентенции) и двух вечных «натурах». Задача человека – сквозь видимую «натуру» (материя, плоть, буква) прозреть «натуру» невидимую – «безначальное единоначало», софийную основу каждого из трёх «миров»: иерархию форм-эйдосов-архетипов, парадигму обществ. устроения (совокупность «сродностей»), духовный смысл сакрального текста. Путь – самопознание, постижение и реализация своего «внутреннего человека», «сродности» (софийная предрасположенность к определённой форме общественно значимого труда, мастерству). Цель и результат – счастье, понимаемое как самодостаточность (автаркия), душевный покой и бесстрастие. Специфика «сродного труда» философа – свободное размышление о первоначалах, аллегорическая (в духе Филона Александрийского, Климента Александрийского и Оригена) интерпретация мира символов, исполнение заповедей и педагогической («сократической») функции воспитания людей в добродетели.
Поэтич. сборник С. «Сад божественных песней, прозябший из зерн Священного Писания» (между 1753 и 1785), а также отдельные, в т. ч. написанные латынью, стихотворения демонстрируют изощрённое мастерство барочного поэта-реформатора (применение неточных рифм, использование не только привычных для укр. силлабики 17–18 вв. женских, но и мужских рифм, исключительное богатство строфики, жанровое многообразие) в сочетании с вдохновением религ. мыслителя, разрабатываюшего метафизич. темы жизни и смерти, мира-как-театра, суетности мирских желаний, жизни-пути, свободы от страстей, счастья и покоя, и др. Сборник «Басни Харьковские» (эзоповские и оригинальные сюжеты) представляет этот прозаич. жанр как ещё одну лит. форму для выражения филос. содержания. Ценным является эпистолярное наследие С., прежде всего латиноязычные письма ученику и другу М. И. Коваленскому. С. принадлежат также переводы-переложения из Плутарха («О тишине сердца» и др.), Цицерона («О старости»), Горация и др.
Идеи и образы С. получили разработку у В. Т. Нарежного, Н. В. Гоголя, П. Д. Юркевича, Т. Г. Шевченко, П. А. Кулиша, Н. С. Лескова, В. Ф. Эрна, П. А. Флоренского, А. Белого, П. Г. Тычины, М. А. Булгакова, Арс. А. Тарковского и др.