СКЕПТИЦИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКЕПТИЦИ́ЗМ (греч. σϰεπτιϰός – ищущий, рассматривающий, исследующий), филос. направление, созданное в 4 в. до н. э. Пирроном из Элиды. Пиррон практиковал воздержание от суждения, «ничего не называл ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым и вообще полагал, что истинно ничего не существует… ничто не есть в большей степени одно, чем другое», «на всякое слово есть и обратное» (Диоген Лаэртий, IX, 61, 74). Античные скептики доказывали, что притязания разл. филос. школ на абсолютную истинность неправомерны, а истинность всех знаний относительна. Представитель Средней Академии Афинской – др. линии С. – Аркесилай выступал против учения стоиков о «согласии», которое не гарантирует истины, и призывал к воздержанию от суждений. В Новой Академии Карнеад из Кирены считал всякое знание недостоверным, чувства вводят нас в заблуждение, мы можем воспринимать несуществующее – галлюцинации, сны, иллюзии; обманывает и разум, не способный разрешить апории, необходимо воздерживаться от притязаний на «абсолютную истину», тогда как разной степени правдоподобные или «вероятностные» высказывания имеют право на существование. Позднейший пирронизм представлен Энесидемом, сформулировавшим 10 скептич. «тропов» («Пирроновы речи»), Агриппой и Секстом Эмпириком, автором единственных дошедших от античного С. сочинений («Три книги Пирроновых положений» и «Против учёных»). Секст восстанавливает в своих правах опыт и здравый смысл, а невозмутимость (атараксия) предстаёт у него как результат воздержания от догматич. суждений.
С. возрождается в 16–17 вв. как обращение к трудам античных философов, прежде всего Секста Эмпирика, и как дальнейшее развитие их идей («новый пирронизм»). Новоевропейский С. связан прежде всего с критикой схоластич. методов, догматизма, т. н. общепризнанных мнений, ориентирующихся на авторитеты (Эразм Роттердамский), с высокой оценкой опыта античного С. В трактате «Ничего не известно» (1581) франц. философа и врача португ. происхождения Ф. Санчеса (1552–1623) критикуются схоластич. методы, эксперимент и критика признаются единственным критерием науки, называются осн. препятствия к постижению истины – несовершенство органов чувств, отмечаются границы человеческого восприятия. Особое место занимает М. Монтень, для которого философствовать – значит сомневаться. Скептич. позиция Монтеня была воспринята его другом П. Шарроном, оказавшим большое влияние на П. Гассенди. Высоко оценивал идеи Секста Эмпирика П. Бейль, сочетавший скептич. принцип воздержания от суждений и тезис о равносильных аргументах за и против с признанием «естественного света» всеобщего разума и абсолютной истинности самоочевидных аксиом математики и логики. Бейль критически относился к системам Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница. Сомнения в достоверности человеческого познания определили гносеологич. концепцию Д. Юма, ставшую исходным пунктом новоевропейского агностицизма (И. Кант; позитивизм).