Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САУТРА́НТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 474-475

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Канаева

САУТРА́НТИКА (санскр. sautrāntika – после­до­ва­те­ли сутр), или дар­штан­ти­ка (санскр. dārṣṭāntika – опи­раю­щие­ся на на­гляд­ные при­ме­ры), шко­ла буд­дий­ской фи­ло­со­фии, от­ко­лов­шая­ся на­ря­ду с вайб­ха­ши­кой от шко­лы сар­ва­сти­ва­да в ре­зуль­та­те её рас­ко­ла ок. 2–3 вв. Назв. «С.» от­ра­зи­ло факт при­зна­ния ста­ту­са «сло­ва Буд­ды» толь­ко за ка­но­нич. сут­ра­ми, а не за ком­мен­та­рия­ми, вхо­дя­щи­ми в «Аб­хид­хар­ма-пи­та­ку» (как счи­та­ли вайб­ха­ши­ки).

С. воз­во­дит на­ча­ло сво­ей ис­то­рии к уче­ни­ку Буд­ды Анан­де, ко­то­рый на 1-м буд­дий­ском со­бо­ре про­ци­ти­ро­вал на­изусть все бе­се­ды Буд­ды, во­шед­шие впо­след­ст­вии в «Сут­ра-пи­та­ку» (см. Ти­пита­ка). Ос­но­ва­те­лем шко­лы счи­та­ют Ут­та­ру (от­сю­да др. на­зва­ние шко­лы – ут­та­рия), пе­ре­шед­ше­го в С. из сар­ва­сти­ва­ды. Со­чи­не­ния её ран­них тео­ре­ти­ков Ку­ма­ра­лаб­хи (Ку­ма­ра­ла­ты; 2 в.), Шри­лаб­хи, Ма­хаб­ха­дан­ты не со­хра­нились. Бо­га­тый ма­те­ри­ал об уче­нии шко­лы да­ёт трак­тат Ва­су­мит­ры (1 в.) «Са­мая-бхе­да-упа­ча­ра-ча­кра» (рус. пер. В. П. Ва­силь­е­ва, опубл. в 1857). К С. от­но­сят так­же Дхар­мат­ра­ту (1–2 вв.), Шри­ла­ту (ок. 2 в.), Ва­су­банд­ху в пе­ри­од на­пи­са­ния им «Аб­хид­хар­ма­ко­ши» и ав­то­ра ком­мен­та­рия на «Аб­хид­хар­ма­ко­шу» Яшо­мит­ру (8 в.).

В от­ли­чие от сар­ва­сти­ва­ды и вайб­ха­ши­ки, С. вы­сту­пи­ла с от­ри­ца­ни­ем пре­бы­ва­ния дхарм в про­шлом и бу­ду­щем, свя­зы­вая их су­ще­ст­во­ва­ние лишь с их ак­тив­но­стью в на­стоя­щем; со­от­вет­ст­вен­но к дхар­мам не­при­ме­ни­мы ха­рак­те­ри­сти­ки «воз­ник­но­ве­ние», «ис­чез­но­ве­ние» и т. п. За­кон взаи­мо­за­ви­си­мо­го про­ис­хо­ж­де­ния (пра­тить­я­са­мут­па­да) при­ме­ни­тель­но к еди­нич­ным дхар­мам есть лишь мен­таль­ная кон­ст­рук­ция. С. от­ри­ца­ла про­во­ди­мое сар­ва­сти­ва­дой де­ле­ние дхарм на две груп­пы (про­яв­ляю­щие­ся, не­веч­ные и не­про­яв­ляю­щие­ся, веч­ные) и тол­ко­ва­ли нир­ва­ну как пре­кра­ще­ние про­яв­ле­ний дхарм, вле­ку­щее за со­бой пре­кра­ще­ние обу­слов­лен­ной ими эм­пи­рич. жиз­ни с её «ом­ра­чён­но­стя­ми». Вме­сте с тем, со­глас­но Ва­су­мит­ре, по­сле уга­са­ния про­яв­ляю­щих­ся дхарм ос­та­ёт­ся тон­кое соз­на­ние, ко­то­рое С. ото­жде­ст­в­ля­ла с «треть­им те­лом» Буд­ды (дхар­ма-кая).

При­зна­вая ре­аль­ность фе­но­ме­наль­но­го ми­ра, С. вы­де­ля­ла в его струк­ту­ре чув­ст­вен­ные дан­ные, соз­на­ние и во­ле­вые ак­ты, при этом объ­ек­ты чув­ст­вен­но­го вос­при­ятия счи­та­ла не­по­зна­вае­мы­ми. Ре­аль­ные объ­ек­ты вы­зы­ва­ют в соз­на­нии об­ра­зы, фор­ма ко­то­рых со­от­вет­ст­ву­ет фор­ме объ­ек­тов (са­ру­пья), эти об­ра­зы и по­зна­ют­ся соз­на­ни­ем.

При­чи­на­ми пе­ре­ро­ж­де­ний (сан­са­ра) С. счи­та­ла стра­ст­ное же­ла­ние и не­на­висть; с их уст­ра­не­ни­ем да­же наи­худ­шая кар­ма мо­жет быть из­ме­не­на уже в те­че­ние од­ной жиз­ни.

Уче­ние С. ока­за­ло влия­ние на кон­цеп­ции др. школ ма­хая­ны (в т. ч. на С.-йо­га­ча­ра и мад­хь­я­ма­ка-С.).

Лит.: Ва­силь­ев В. П. Буд­дизм, его дог­ма­ты, ис­то­рия и ли­те­ра­ту­ра. СПб., 1857. Т. 1; Щер­бат­ской Ф. И. Кон­цеп­ция буд­дий­ской нир­ва­ны // Щер­бат­ской Ф. И. Из­бран­ные тру­ды по буд­диз­му. М., 1988; Encyclopedia of Indian philosophies / Ed. K. H. Potter. Delhi, 1996. Vol. 7.

Вернуться к началу