Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́ЛЛИВАН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 238

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Старовойтов

СА́ЛЛИВАН (Sullivan) Хар­ри (Гар­ри) Стэк (21.2.1892, Нор­уич, штат Нью-Йорк – 14.1.1949, Па­риж), амер. пси­хи­атр и пси­хо­ана­ли­тик, пред­ста­ви­тель не­оф­рей­диз­ма. Окон­чил Чи­каг­ский кол­ледж ме­ди­ци­ны и хи­рур­гии (1917). С 1922, ра­бо­тая в амер. боль­ни­цах, впер­вые в США стал за­ни­мать­ся кли­нич. ис­сле­до­ва­ния­ми и пси­хо­те­ра­пев­тич. ле­че­ни­ем ши­зофре­нии. Проф. Мэ­ри­ленд­ско­го ун-та (с 1925). С 1931 в Нью-Йор­ке, где от­крыл ча­ст­ную прак­ти­ку. Проф. Ва­шинг­тон­ской шко­лы пси­хи­ат­рии (1939–47), из­да­тель ж. «Psychiatry» (1938–46).

В ос­но­ве раз­ра­бо­тан­ной С. кон­цеп­ции пси­хи­ат­рии и пси­хо­ана­ли­за ле­жит по­ня­тие меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний. Он опи­рал­ся при этом на тео­рию «по­ля» К. Ле­ви­на, опе­ра­цио­на­лизм П. Брид­жме­на, идеи пси­хо­ло­гии раз­ви­тия. В цен­тре этой кон­цеп­ции – ана­лиз кри­тич. ста­дий в фор­ми­ро­ва­нии лич­но­сти ре­бён­ка, про­ис­хо­дя­щем в про­цес­се его взаи­мо­от­но­ше­ний с ок­ру­жаю­щи­ми людь­ми, на­чи­ная с эм­па­тич. свя­зи мла­ден­ца с ма­терью. Пред­став­ле­ния ре­бён­ка о се­бе и дру­гих, его са­мо­оцен­ка оп­ре­де­ля­ют­ся на ран­них ста­ди­ях его жиз­ни ре­ак­ция­ми на не­го и оцен­ка­ми зна­чи­мых для не­го взрос­лых (напр., пер­со­ни­фи­ка­ции «я-хо­ро­ший» и «я-пло­хой» как ре­зуль­тат по­ощ­ре­ния или не­одоб­ре­ния со сто­ро­ны ма­те­ри и т. п.). Гл. по­треб­ность лич­но­сти – уст­ра­не­ние тре­во­ги и под­держ­ка са­мо­ува­же­ния – реа­ли­зу­ет­ся с по­мо­щью за­щит­ной сис­те­мы «са­мо­сти», ко­то­рая мо­жет ме­нять­ся в про­цес­се раз­ви­тия. Са­мость осу­ще­ст­в­ля­ет дис­со­циа­цию – от­ще­п­ле­ние от соз­нат. час­ти лич­но­сти не­при­ем­ле­мых и не­вы­но­си­мых для че­ло­ве­ка пе­ре­жи­ва­ний, а так­же из­би­рат. нев­ни­ма­ние к пе­ре­жи­ва­ни­ям, вы­зы­ваю­щим тре­во­гу. В по­сле­дую­щем раз­ви­тии лич­но­сти, со­глас­но С., воз­мож­ны сле­дую­щие ис­хо­ды: ин­те­гра­ция са­мо­сти и дис­со­ции­ро­ван­но­го ма­те­риа­ла (оз­до­ров­ле­ние лич­но­сти); мас­сив­ный пе­ре­нос не­на­вис­ти (хро­нич. па­ра­нойя); раз­ру­ше­ние дис­со­ции­рую­щей сис­те­мы и рег­рес­сия ин­те­ре­са и им­пуль­сов к уров­ню ран­не­го дет­ст­ва и мла­ден­че­ст­ва (ге­беф­ре­ни­че­ский крах).

В прак­ти­ке ле­че­ния функ­цио­наль­ных пси­хич. рас­стройств (в т. ч. ши­зоф­ре­нии и ма­ниа­каль­но-де­прес­сив­но­го пси­хо­за), обу­слов­лен­ных не­аде­к­ват­ны­ми меж­лич­но­ст­ны­ми взаи­мо­от­но­ше­ния­ми па­ци­ен­та, С. раз­ра­бо­тал т. н. ме­тод пси­хи­ат­рич. ин­тер­вью с его пре­иму­ществ. ин­те­ре­сом к на­стоя­ще­му, а так­же ме­тод ак­тив­но­го на­блю­де­ния и кон­ст­рук­тив­но­го воз­дей­ст­вия пси­хи­ат­ра с це­лью рас­ши­ре­ния сфе­ры соз­на­ния па­ци­ен­та в про­цес­се скла­ды­ваю­ще­го­ся ме­ж­ду ним и пси­хи­ат­ром меж­лич­но­ст­но­го по­ля (напр., вос­пол­не­ние в хо­де те­ра­пии от­сут­ст­вую­щих пе­ре­жи­ва­ний, свой­ст­вен­ных той или иной ста­дии раз­ви­тия, и т. п.).

Соч.: Conceptions of modern psychiatry. L., 1955; Schizophrenia as a human process. N. Y., 1962; The fusion of psychiatry and social science. N. Y., 1964; Ин­тер­пер­со­наль­ная тео­рия в пси­хи­ат­рии. М.; СПб., 1999.

Лит.: Mullahy P. The beginnings of modern American psychiatry. The ideas of H. S. Sul­li­van. Boston, 1973; Chapman A. H. H. S. Sul­livan: His life and his work. N. Y., 1976; Perry H. S. Psychiatrist of America. The life of H. S. Sullivan. Camb. (Mass.), 1982; Bar­ton Evans III. F. H. S. Sullivan. Interpersonal theory and psychotherapy. L.; N. Y., 1996; Лей­бин В. М. Пси­хи­атр Аме­ри­ки. Жизнь Г. С. Сал­ли­ва­на // Лей­бин В. М. Пси­хо­ана­лиз. М., 2008.

Вернуться к началу