РО́БЕРТ ГРО́ССЕТЕ́СТ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РО́БЕРТ ГРО́ССЕТЕ́СТ (Роберт Большая Голова), Роберт Линкольнский (лат. Robertus Grosseteste, Robertus Grossum Caput, Robertus Lincolniensis; англ. Robert Grosseteste) (ок. 1168 или 1175, Страдброк, графство Суффолк – 9.10.1253, Бакден, графство Хантингдоншир), англ. философ, богослов и учёный-оптик, основоположник оксфордской школы. Учился в Оксфорде и, возможно, в 1209–14 в Париже. Вероятно, первый канцлер Оксфордского ун-та (с 1214), епископ Линкольнский (с 1235). Находился в напряжённых отношениях с папским престолом (в 1250 произнёс в папской резиденции в Лионе речь «О пороках Церкви»). Автор многочисл. богословско-филос. и естественно-науч. трудов, в т. ч. «О порядке эманации причин от Бога», «О пределе причин», «О единой форме всего», «Шестоднева», космогонич. трактата «О свете, или О начале форм», «О линиях, углах и фигурах», «О сфере» (изложение математич. основ астрономии), переводов Аристотеля («О Небе» и «Никомахова этика»), сочинений Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина и др., комментариев (на «Вторую аналитику» и «Физику» Аристотеля и др.).
В многостороннем творчестве Р. Г. переплетаются традиции августиновского платонизма, аристотелизма (прежде всего он воспринял логику и теорию познания Аристотеля, а также его учение о природе и этику) и греко-араб. естествознания. В метафизике света, разработанной Р. Г., свет рассматривается как общая для всех тел «форма телесности» (forma corporeitatis), которая делает их протяжёнными. Причастие ей всего сущего обусловливает единство мироздания, физич. и математич. миров, в силу чего действующие в оптике геометрич. законы умножения и распространения света получают статус всеобщих законов бытия. В изначально сотворённой Богом световой точке, в которой слиты воедино первоформа-свет и первоматерия, потенциально уже заключён весь мир. Из неё в процессе эманации, на пределе бесконечного самоумножения света образуется совершенное тело – твердь, после чего свет в своём обратном движении к центру универсума последовательно создаёт девять неизменных небесных сфер квинтэссенции и четыре изменчивые сферы элементов: огня, воздуха, воды и земли. Посредством света высшая часть человеческой души (intelligentia) руководит и движет телом. Р. Г. отстаивал реальное существование актуальных бесконечностей – мыслимых Богом «определённых чисел» (недоступных для человеческого разума) с пропорциональными соотношениями между ними. Р. Г. оказал значит. влияние на развитие философии и опытной науки 13–14 вв. (Р. Бэкон, Ц. Витело, Фома Брадвардин, Николай Орем и др.).