Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕНУВЬЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 402

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Блауберг

РЕНУВЬЕ́ (Renouvier) Шарль (1.1.1815, Мон­пе­лье – 1.9.1903, Прад), франц. фи­ло­соф, ли­дер франц. нео­кан­ти­ан­ст­ва (не­ок­ри­ти­циз­ма). Окон­чил Выс­шую по­ли­тех­нич. шко­лу (1836). Ис­пы­тал вли­я­ние фе­но­ме­на­лиз­ма Д. Юма, идей О. Кон­та и В. Ку­зе­на. По­ла­гая в ка­че­ст­ве ис­ход­но­го са­мо­оче­вид­но­го пунк­та фи­ло­со­фии ре­аль­ность фак­тов соз­на­ния, Р. вслед за И. Кан­том ус­мат­ри­вал за­да­чу фи­ло­со­фии в кри­ти­ке по­зна­ния, счи­тая не­об­хо­ди­мым пре­одо­ле­ние спе­ку­ля­тив­ных сис­тем нем. идеа­лиз­ма, в т. ч. и ос­тат­ков ме­та­фи­зи­ки у са­мо­го Кан­та (по­ня­тий «ве­щи-в-се­бе», «но­уме­нов» и т. п.). Вся­кое по­зна­ние ре­ля­тив­но, оно име­ет де­ло с от­но­ше­ния­ми ме­ж­ду яв­ле­ния­ми (фе­но­ме­на­ми). От­но­ше­ние за­ни­ма­ет центр. ме­сто в сис­те­ме ка­те­го­рий Ре­ну­вье.

Тра­диц. ме­та­фи­зи­ке с её по­ня­ти­ем суб­стан­ции Р. про­ти­во­пос­та­вил пер­со­на­ли­стич. уче­ние о лич­но­сти как но­си­тель­ни­це сво­бо­ды, не под­вла­ст­ной за­ко­нам кау­заль­но­сти. Сво­бо­да у Р. – ос­но­во­по­ла­гаю­щий прин­цип тео­рии по­зна­ния, эти­ки (сво­бо­да во­ли как по­тен­ци­аль­ный ис­точ­ник зла, су­ще­ст­вую­ще­го в ми­ре), фи­ло­со­фии ис­то­рии, от­вер­гаю­щей прин­цип де­тер­ми­низ­ма в её ис­тол­ко­ва­нии. Р. был сто­рон­ни­ком фи­ни­тиз­ма – идеи о ко­неч­но­сти ми­ра, по­ла­гая, что в бес­ко­неч­ном ми­ре нет воз­мож­но­сти для реа­ли­за­ции сво­бо­ды. Раз­ра­бо­тан­ная им в кон­це жиз­ни ре­лиг. кон­цеп­ция, вос­при­няв­шая идеи мо­на­до­ло­гии (см. Мо­на­да) – сво­бод­но­го твор­че­ст­ва мно­же­ст­ва ду­хов­ных су­ществ, ис­хо­дит из ве­ры в Бо­га как ис­точ­ни­ка и га­ран­та нравств. ми­ро­по­ряд­ка, тре­бую­ще­го от ка­ж­до­го ис­пол­не­ния дол­га.

Р. соз­дал шко­лу кри­тич. ра­цио­на­лиз­ма во Фран­ции (О. Га­ме­лен, Ф. Пил­лон, Л. Брюн­свик и др.), ока­зал влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние идей У. Джейм­са, А. Берг­со­на и франц. пер­со­на­лиз­ма.

Соч.: Essais de critique generale. P., 1854–1864. Vol. 1–4; La science de la morale. P., 1869. Vol. 1–2; Esquisse d’une classification systéma­tique des doctrines philosophiques. P., 1885–1886. Vol. 1–2; Philosophie analytique de l’histoire. P., 1896–1897. Vol. 1–4; La nouvelle monadologie. P., 1899 (avec L. Prat); Le personnalisme. P., 1903.

Лит.: Лап­шин И. И. Не­ок­ри­ти­цизм Ш. Ре­ну­вье // Но­вые идеи в фи­ло­со­фии. СПб., 1914. Сб. 13; Ле­ви­тов Н. Ш. Ре­ну­вье и об­щие прин­ци­пы его гно­сео­ло­гии // Во­про­сы фи­ло­со­фии и пси­хо­ло­гии. 1915. Кн. 2–3 (127–128); Hamelin O. Le système de Renouvier. P., 1927; Prat L. Ch. Renouvier, philosophe: Sa doctrine, sa vie. Pamiers; P., 1937; Verneaux R. L’idéalisme de Renouvier. P., 1945; Logue W. Ch. Renouvier, philosopher of liberty. Baton Rouge, 1993; Schmaus W. Renouvier and the method of hypothesis // Studies in History and Philosophy of Science. 2007. Vol. 38. № 1.

Вернуться к началу