Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАЗИ́

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 168-169

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Е. Бертельс; В. И. Бородулин (медицина)

РАЗИ́, ар-Ра­зи (ла­ти­ни­зир. Ра­зес, Rhazes), Абу Бакр Му­хам­мед бен За­ка­рия ар-Ра­зи (865, Рей, близ совр. Те­ге­ра­на – ок. 925 или 934, там же), учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист, врач, фи­ло­соф и ал­хи­мик. Ру­ко­во­дил кли­ни­кой в Рее, ос­но­вал и воз­гла­вил боль­ни­цу в Ба­гда­де и мед. шко­лу при ней. Был хо­ро­шо зна­ком с ан­тич­ной нау­кой. Близ­кая не­ко­то­рым раз­но­вид­но­стям гно­сти­циз­ма фи­лос. кон­цеп­ция Р. ос­но­ва­на на уче­нии о пя­ти веч­ных на­ча­лах: Твор­це, ду­ше, пер­во­ма­те­рии, вре­ме­ни и про­стран­ст­ве. По­слан­ный Твор­цом ра­зум вну­ша­ет ду­ше, пле­нён­ной ма­те­ри­ей, стрем­ле­ние к ос­во­бо­ж­де­нию (че­рез изу­че­ние фи­ло­со­фии). Для по­сти­же­ния ис­ти­ны дос­та­точ­но ра­зу­ма, ко­то­рым Бог на­де­лил всех лю­дей, по­это­му От­кро­ве­ние и про­ро­че­ст­ва из­лиш­ни и вред­ны, ибо при­во­дят к кон­флик­там ме­ж­ду раз­ны­ми ре­ли­гия­ми. Р. бли­зок ато­миз­му Де­мок­ри­та, он раз­ли­чал аб­со­лют­ное и час­тич­ное про­стран­ст­во, аб­со­лют­ное и час­тич­ное вре­мя, при­зна­вал мно­же­ст­вен­ность ми­ров. В ло­ги­ке сле­до­вал за Ари­сто­те­лем, в ме­та­фи­зи­ке и эти­ке от­да­вал пред­поч­те­ние Пла­то­ну.

Р. ос­та­вил бо­лее 200 со­чи­не­ний по фи­ло­со­фии, эти­ке, ло­ги­ке, бо­го­сло­вию, ме­ди­ци­не, ас­тро­но­мии, фи­зи­ке и ал­хи­мии (со­хра­ни­лось 61), мно­гие из ко­то­рых ещё в 10–13 вв. бы­ли пе­ре­ве­де­ны в Ев­ро­пе на лат. язык. Воз­мож­но, идеи Р. лег­ли в ос­но­ву лат. ср.-век. пам­фле­та «О трёх об­ман­щи­ках» (Мои­сее, Ии­су­се и Му­хам­ме­де). От­ри­ца­ние Р. ав­то­ри­те­та Пи­са­ния и про­ро­ков вы­зва­ло на­пад­ки на не­го сун­нит­ских бо­го­сло­вов 10–11 вв., в ча­ст­но­сти Фа­ра­би, а так­же ис­маи­ли­тов.

Ав­тор пер­вых в араб. ли­те­ра­ту­ре эн­цик­ло­пе­дич. тру­дов «Ме­ди­цин­ская кни­га, по­свя­щён­ная Ман­су­ру» и «Все­объ­ем­лю­щая кни­га по ме­ди­ци­не» (вы­шла посм., со­став­ле­на уче­ни­ка­ми Р.), а так­же «Кни­ги об ос­пе и ко­ри», обоб­щив­ших опыт греч. и араб. ме­ди­ци­ны. В мед. тео­рии Р. сле­до­вал взгля­дам Га­ле­на; в во­про­сах ле­че­ния вслед за Гип­по­кра­том ут­вер­ждал при­мат вра­чеб­но­го на­блю­де­ния у по­сте­ли боль­но­го. Счи­тал не­об­хо­ди­мой вра­чеб­ную спе­циа­ли­за­цию. По­ла­га­ют, что Р. впер­вые ввёл со­став­ле­ние ис­то­рии бо­лез­ни.

Соч.: Opera philosophica / Coll. et ed. P. Kraus. Cairo, 1939. Fr./M., 1999 (на араб. яз.); al-Sirat al-falsafiya / Ed. P. Kraus. Tihran, 1964; [В кн.:] Ка­ри­мов У. И. Не­из­вест­ное со­чи­не­ние ар-Ра­зи «Кни­га тай­ны тайн». Таш., 1957; Ду­хов­ная ме­ди­ци­на. Душ., 1990.

Лит.: Sadi L. M. The Millenium of Ar-Razi (Rhazes) // Annals of Medical History. New ser. 1935. Vol. 7. № 1; Pines S. Studies in Islamic atomism. Jerusalem, 1997; Stroumsa S. Freethinkers of medieval Islam: Ibn al-Rawandi, Abu Bakr al-Razi, and their impact on Islamic thought. Leiden, 1999.

Вернуться к началу