Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БИБЛЕР

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. О.

БИ́БЛЕР Владимир Соломонович (4.7.1918, Москва – 3.6.2000, там же), рос. философ. Окончил историч. ф-т МГУ (1941), аспирантуру ИФ АН СССР. Кандидатская диссертация – «Философские воззрения послевоенной немецкой социал-демократии» (1951). Работал на кафедрах философии Таджикского государственного ун-та (1951–59), Московского горного института (1959–63). Старший научный сотрудник ИИЕиТ АН СССР (1963–68), Института всеобщей истории АН СССР (1968–82). Ведущий научный сотрудник Института педагогики и общей психологии АПН СССР (1982–89). С 1989 науч. руководитель коллектива «Диалог культур» (с 1991  в РГГУ) и лидер движения «Школа диалога культур», осуществлявшего эксперимент по развитию новой системы образования. С 1967 по 1991 руководил семинаром по проблемам диалогики и философии культуры, позднее – культурологическим семинаром «Архэ», был главным редактором трудов этого семинара (вып. 1–3. М., 1993–98).

В книге «Мышление как творчество» (1975) Б. исследовал проблемы диалога как основной характеристики творческого мышления и нового, диалогического, разума. По его мнению, познающий разум, доминировавший в философии Нового времени, испытывает в 20 в. кризис, приводящий к переориентации его с идеи познания на идею взаимопонимания. Полифонический диалогический разум и диалогика приходят на смену прежним формам разума – эйдетического (античного), причащающегося (средневекового) и познающего (новоевропейского). Диалог различных форм разума – это диалог не только разных логик, но и различных культур, он соответствует реальной ситуации современного человека. Исходное начало этики диалога Б. видел в совести. Создание диалогической философии культуры он считал основной задачей философии в 21 в.

Соч.: О системе категорий логики. Душанбе, 1957; Анализ развивающегося понятия (в соавт.). М., 1967; Идея культуры в работах Бахтина // Одиссей. Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. М., 1989; Бахтин и всеобщность гуманитарного мышления // Механизмы культуры. М., 1990; Образ простеца и идея личности в культуре средних веков // Человек и культура. М., 1989; От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991; Кант – Галилей – Кант (Разум Нового времени в парадоксах самообоснования). М., 1991; Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. М., 1991; Культура, нравственность, современность. М., 1991; Культура XX века и диалог культур // Диалог культур. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1992», вып. ХХV. М., 1994; Из стихов (То, что вспомнилось). М., 1994; О логической ответственности за понятие «диалог культур» // Архэ. Ежегодник культурологического семинара. М., 1996; На гранях логики культуры. М., 1997; Диалектика и диалогика // Архэ. Ежегодник культурологического семинара. Вып. 3. М., 1998.

Лит.: Диалог о диалогике // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 139–150; Зубков Н. И. Диалог о диалоге // Arbor Munal Мировое древо. М., 1992. Вып. 1. С. 158–172; Неретина С. С., Огурцов А. П. Время культуры. СПб., 2000. С. 255–267.

Вернуться к началу