БЕРТАЛА́НФИ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕРТАЛА́НФИ (Bertalanffy) Людвиг фон (19.9.1901, Ацгерсдорф, Австрия – 12.6.1972, Буффало, США), австр. биолог-теоретик, один из основоположников общей теории систем (см. Система). С 1918 изучал философию, историю искусств и биологию в ун-тах Инсбрука и Вены (докторская дис. в 1926), преподавал в Венском ун-те (1934–48, проф. с 1939). В 1949 эмигрировал в Канаду. Преподавал в ун-тах Монреаля (1949), Оттавы (1950–54), Юж. Калифорнии (1955–58), Ун-те Альберты (1961–68), Ун-те штата Нью-Йорк в Буффало (1969–72) и др. Один из основателей междунар. Об-ва по разработке общей теории систем (с 1954).
В работах по теоретич. биологии (кон. 1920-х гг.) Б. пытался преодолеть противоположность механицизма и витализма и наметил основы организмического подхода к биологич. объектам как к организованным динамич. системам. В 1930-х гг. выдвинул теорию открытых биологич. систем, обладающих свойством эквифинальности (т. е. способностью достигать определённого конечного состояния независимо от начальных условий системы). Для описания подобных систем широко применял формальный аппарат термодинамики и физич. химии. Использовал принципы теории открытых систем для анализа ряда биологич. проблем (исследование тканевого дыхания, соотношение метаболизма и роста у животных и т. д.). В кон. 1940-х гг. Б. выдвинул программу построения общей теории систем, предусматривающую формулирование их общих принципов и законов поведения независимо от вида и природы составляющих их элементов и отношений между ними; установление точных и строгих законов в нефизич. областях знания; создание основы для синтеза науч. знания в результате выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам реальности. Программа Б., близкая по своим идеям к тектологии А. А. Богданова, теоретич. кибернетике, термодинамике необратимых процессов и синергетике, вызвала широкий науч. резонанс. В работах 1960–70-х гг. Б. разрабатывал в основном системную организмическую концепцию человека, отводя ведущую роль способности человека действовать с символами.