Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРАШАСТАПА́ДА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 390

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Лысенко

ПРАШАСТАПА́ДА (др. име­на: Пра­ша­стама­ти, Пра­ша­ста­де­ва, Пра­ша­ста­ка­ра, Пра­ша­ста­ка­ра­де­ва) (ок. 5–6 вв.), инд. фи­ло­соф, гл. сис­те­ма­ти­за­тор уче­ния вай­ше­ши­ки. Ав­тор «Па­дарт­ха-дхар­ма-сан­гра­хи» («Со­б­ра­ние ха­рак­те­ри­стик ка­тего­рий») – ос­но­во­по­ла­гаю­ще­го ком­мен­та­рия к ба­зо­во­му тек­сту шко­лы – «Вай­ше­ши­ка-сут­рам». Воз­мож­но, имен­но П. ввёл в вай­ше­ши­ку уче­ние о шес­ти ка­те­го­ри­ях; к 17 ка­че­ст­вам «Вай­ше­ши­ка-сут­ры» он до­ба­вил 7 но­вых. Су­ще­ст­вен­ным но­во­вве­де­ни­ем П. яви­лось уче­ние о кос­мич. цик­лах – кос­мич. но­чи и по­сле­дую­щем тво­ре­нии ми­ра из ато­мов, в ко­то­ром в ка­че­ст­ве де­ми­ур­га уча­ст­ву­ет бог Иш­ва­ра. Для П. ха­рак­терен свое­об­раз­ный «лин­гвис­ти­че­ский реа­лизм»: по­ни­ма­ние сло­ва как вы­вод­но­го зна­ка, по­мо­гаю­ще­го до­ка­зать су­ще­ст­во­ва­ние ре­фе­рен­та, – будь то вещь (суб­стан­ция, ка­че­ст­во), уни­вер­са­лия, по­ня­тие или ка­те­го­рия. Вслед за буд­дий­ским ло­ги­ком Диг­на­гой П. раз­ли­чал два эта­па чув­ст­вен­но­го по­зна­ния – чис­тое вос­при­ятие без пре­ди­ка­ции и вос­при­ятие с при­пи­сы­ва­ни­ем ха­рак­те­ри­стик. Сво­дя сло­вес­ное сви­де­тель­ст­во (шаб­да) к раз­но­вид­но­сти ло­гич. вы­во­да (ану­ма­на), он, т. о., как и буд­ди­сты, при­зна­вал толь­ко две пра­ма­ны: вос­при­ятие (прать­як­ша) и ло­гич. вы­вод. Пред­став­ле­ние П. о том, что ос­во­бо­ж­дён­ный ат­ман ли­шён соз­на­ния, бы­ло под­верг­ну­то кри­ти­ке со сто­ро­ны брах­ма­ни­ст­ских фи­ло­софов, ко­то­рые срав­ни­ва­ли та­кой ат­ман с де­рев. чур­ба­ном.

Соч.: Со­б­ра­ние ха­рак­те­ри­стик ка­те­го­рий с ком­мен­та­ри­ем «Ньяя-кан­да­ли» Шрид­ха­ры / Пер. с сан­скр., вступ. ст. В. Г. Лы­сен­ко. М., 2005.

Лит. см. при ст. Вай­ше­ши­ка.

Вернуться к началу