Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРАТИТЬЯСАМУТПА́ДА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 389

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Лысенко

ПРАТИТЬЯСАМУТПА́ДА (санскр. pratii­tya samutpa̅da, па­ли paṭicca samuppa̅da; букв. – со­вме­ст­ное воз­ник­но­ве­ние ус­ло­вий), в буд­диз­ме – со­вме­ст­ное дей­ст­вие мно­го­об­раз­ных ус­ло­вий-при­чин, оп­ре­де­ляю­щих воз­ник­но­ве­ние, пре­бы­ва­ние, не­воз­ник­но­ве­ние или пре­кра­ще­ние то­го или ино­го яв­ле­ния. Так, со­глас­но буд­дий­ской кон­цеп­ции, «при­чи­ной» рас­те­ния ока­зы­ва­ет­ся не толь­ко са­мо се­мя, но и це­лая со­во­куп­ность раз­но­род­ных ус­ло­вий, при ко­то­рых оно мо­жет взой­ти, со­зреть и дать пло­ды (об­раз, по­ле­ми­че­ски на­прав­лен­ный про­тив брах­ма­ни­ст­ской кон­цеп­ции при­чин­но­сти, со­глас­но ко­то­рой рас­те­ние про­сто и не­по­сред­ст­вен­но вы­рас­та­ет из се­ме­ни). Клас­сич. фор­му­ли­ров­ки П., час­то встре­чаю­щие­ся в па­лий­ском ка­но­не (см. Ти­пи­та­ка): «Ес­ли есть то, зна­чит, есть и это», «Ес­ли нет это­го, зна­чит, нет и то­го»; «Ко­гда есть это, то есть и то, ес­ли воз­ни­ка­ет это, то воз­ни­ка­ет и то, ес­ли это ис­че­за­ет, то ис­че­за­ет и то».

В док­три­наль­ном пла­не П. свя­за­на с по­пыт­кой оп­ре­де­лить при­чи­ны стра­да­ния (вто­рая «бла­го­род­ная ис­ти­на» Буд­ды) и спо­со­бы их уст­ра­не­ния (тре­тья и чет­вёр­тая «бла­го­род­ные ис­ти­ны»). Клас­сич. спи­сок этой «ма­ши­ны обу­слов­ли­ва­ния» вклю­ча­ет 12 ни­дан (звень­ев): 1) не­ве­де­ние (ави­дья – не­зна­ние че­ты­рёх бла­го­род­ных ис­тин) обу­слов­ли­ва­ет 2) фор­ми­рую­щие фак­то­ры (сан­ска­ра), они вы­зы­ва­ют к жиз­ни 3) раз­ли­чаю­щее соз­на­ние (видж­ня­на), ко­то­рое оп­ре­де­ля­ет ха­рак­тер 4) на­ма-ру­пы, фи­зич. и пси­хич. об­ли­ка че­ло­ве­ка, на­ма-ру­па спо­соб­ст­ву­ет фор­ми­ро­ва­нию 5) шес­ти сфер по­зна­ния: ви­ди­мо­го, слы­ши­мо­го, ося­зае­мо­го, обо­няе­мо­го, ощу­щае­мо­го на вкус и вос­при­ни­мае­мо­го умом (ма­на­сом). За­тем про­ис­хо­дит 6) кон­такт ор­га­нов чувств и объ­ек­тов, обу­слов­ли­ваю­щий воз­ник­но­ве­ние 7) ощу­ще­ния (ве­да­на), оно вы­зы­ва­ет 8) жа­ж­ду (триш­на), ко­то­рая спо­соб­ст­ву­ет 9) при­свое­нию (упа­да­на) объ­ек­тов чувств и мыс­лей, при­во­дя­ще­му к жа­ж­де веч­но­го су­ще­ст­во­ва­ния (бха­ва), что при­во­дит к 10) пе­ре­ро­ж­де­нию. А вся­кое ро­ж­де­ние не­из­беж­но вле­чёт за со­бой 11) ста­рость и 12) смерть.

П. но­сит без­лич­ный ха­рак­тер, её цик­лич­ность не пред­по­ла­га­ет ни пер­вых, ни по­след­них звень­ев, и ак­цент в ней ста­вит­ся не на свя­зи ме­ж­ду отд. став­ши­ми сущ­но­стя­ми, но на оп­ре­де­лён­ном те­че­нии со­бы­тий.

Лит.: Silburn L. Instant et cause: Le disconti­nu dans la pensée philosophique de l’Inde. P., 1955; Kalupahana D. J. Causality: The central philosophy of Buddhism. Honolulu, 1975; Лы­сен­ко В. Г. Ран­ний буд­дизм: ре­ли­гия и фи­ло­со­фия. М., 2003.

Вернуться к началу