Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРАКРИ́ТИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 381

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПРАКРИ́ТИ (санскр. prakṛi – ос­но­ва, при­ро­да, сущ­ность), в инд. мыс­ли – пер­вич­ная при­чин­ная ос­но­ва бы­тия в его «не­про­яв­лен­ном» со­стоя­нии, из ко­то­рой воз­ни­ка­ют мир и всё, что в нём есть. Со­сто­ит из трёх суб­стан­ций-сил – гун. П. веч­на, вез­де­су­ща, не­сво­ди­ма к к.-л. кон­крет­ным эле­мен­там – как бо­лее «гру­бым» (ка­ко­вы зем­ля, во­да и т. п.), ко­то­рые воз­ни­ка­ют из неё, так и тон­ким пси­хо­ма­те­ри­аль­ным (тан­мат­ры – тон­кие эс­сен­ции слу­ха, зре­ния, вку­са, обо­ня­ния, ося­за­ния) и пси­хи­че­ским (ум или чув­ст­ва). Од­но из центр. по­ня­тий санкхьи и свя­зан­ных с ней тра­ди­ций (каш­мир­ский ши­ва­изм и др.), где оно про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся пу­ру­ше (соз­на­нию, Я). Ес­ли в санкхье пу­ру­ша и П. – са­мо­сто­ят. ре­аль­но­сти, то в ря­де школ ве­дан­ты П. вы­сту­па­ет как ис­точ­ник ил­лю­зии: от­но­сит. ре­аль­ность П. скры­ва­ет выс­шую ре­аль­ность Аб­со­лю­та. В ши­ва­из­ме П. во­пло­ща­ет выс­шую во­лю Ши­вы и иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся с его энер­ги­ей – шак­ти.

Вернуться к началу