Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПСИХОСЕКСУА́ЛЬНОЕ РАЗВИ́ТИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 694

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Д. Кибрик

ПСИХОСЕКСУА́ЛЬНОЕ РАЗВИ́ТИЕ (ПСР), часть пси­хич. раз­ви­тия лич­но­сти, в про­цес­се ко­то­ро­го фор­ми­ру­ют­ся по­ло­вое са­мо­соз­на­ние, по­ло­вая роль и пси­хо­сек­су­аль­ная ори­ен­та­ция че­ло­ве­ка. Про­те­ка­ет в те­че­ние пер­вых 20–25 лет жиз­ни и за­кан­чи­ва­ет­ся всту­п­ле­ни­ем в пе­ри­од зре­лой сек­су­аль­но­сти.

Вы­де­ля­ют 3 эта­па ПСР, ка­ж­дый из ко­то­рых под­раз­де­ля­ет­ся на 2 фа­зы – вы­ра­бот­ка ус­та­нов­ки, нау­че­ния и за­кре­п­ле­ния ус­та­нов­ки. Пер­вая фа­за на всех эта­пах ПСР счи­та­ет­ся за­вер­шён­ной толь­ко при фор­ми­ро­ва­нии внутр. го­тов­но­сти к реа­ли­за­ции со­дер­жа­ния дан­но­го эта­па. Вто­рая фа­за лю­бо­го эта­па ПСР реа­ли­зу­ет внутр. ус­та­нов­ки пер­вой фа­зы в ви­де игр, по­ло­ро­ле­во­го по­ве­де­ния, реа­ли­за­ции по­ло­во­го вле­че­ния в фор­ме мас­тур­ба­ции, пет­тин­га, по­ло­во­го сно­ше­ния.

Внеш­ние влия­ния, осо­бен­но мик­ро­со­ци­аль­ной сре­ды – со­ци­аль­ная изо­ля­ция, ли­ше­ние об­ще­ния со свер­ст­ни­ка­ми, воз­дей­ст­вие раз­но­об­раз­ных, в т. ч. не­дос­то­вер­ных и дез­ори­ен­ти­рую­щих, ис­точ­ни­ков ин­фор­ма­ции, а так­же от­кло­няю­ще­го­ся по­ве­де­ния ве­дут к ис­ка­же­нию сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции, на­ру­ше­ни­ям ре­а­ли­за­ции вле­че­ния.

1-й этап. Фор­ми­ро­ва­ние по­ло­во­го са­мо­соз­на­ния, т. е. осоз­на­ние соб­ст­вен­ной при­над­леж­но­сти к то­му или ино­му по­лу (1–4 го­да). На этом эта­пе фор­ми­ру­ют­ся соз­на­ние по­ло­вой при­над­леж­но­сти се­бя и др. лю­дей, уве­рен­ность в её не­об­ра­ти­мо­сти, по­сле че­го лю­бые по­пыт­ки из­ме­нить по­ло­вое са­мо­соз­на­ние не­дос­та­точ­но эф­фек­тив­ны.

2-й этап. Фор­ми­ро­ва­ние сте­рео­ти­па по­ло­ро­ле­во­го по­ве­де­ния (4–9 лет). Вы­бор по­ло­вой ро­ли, со­от­вет­ст­вую­щей пси­хо­фи­зио­ло­гич. свой­ст­вам ре­бён­ка и идеа­лам мас­ку­лин­но­сти или фе­ми­нин­но­сти ок­ру­жаю­щей мик­ро­со­ци­аль­ной сре­ды. В этом воз­рас­те ин­тен­сив­ной со­циа­ли­за­ции ре­бён­ка осо­бая роль при­над­ле­жит от­но­ше­нию ро­ди­те­лей друг к дру­гу, к ре­бён­ку и к ок­ру­жаю­щим.

3-й этап. Фор­ми­ро­ва­ние пси­хо­сек­су­аль­ных ори­ен­та­ций. На­чи­на­ет­ся в 7–10 лет, за­вер­ша­ясь к 20–25 го­дам всту­п­ле­ни­ем в пе­ри­од зре­лой сек­су­аль­но­сти, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­на ре­гу­ляр­ная по­ло­вая жизнь с по­сто­ян­ным парт­нё­ром или суп­ру­гом. Пси­хо­сек­су­аль­ные ори­ен­та­ции обу­слов­ли­ва­ют в бу­ду­щем ин­ди­ви­ду­аль­ный вы­бор объ­ек­та вле­че­ния, осо­бен­но­сти реа­ли­за­ции вле­че­ния, оп­ре­де­лён­ной си­туа­ции и на­бо­ра дей­ст­вий, осу­ще­ст­вляю­щих эф­фек­тив­ное обес­пе­че­ние по­ло­вой жиз­ни. 3-й этап раз­де­ля­ют на три ста­дии со­от­вет­ст­вен­но фор­ми­ро­ва­нию пла­то­ни­че­ско­го, эро­ти­че­ско­го и сек­су­аль­но­го ли­би­до. На ка­ж­дой из них от­ме­ча­ют­ся те же две фа­зы (фор­ми­ро­ва­ние ус­та­нов­ки и реа­ли­за­ции), как и на пре­ды­ду­щих эта­пах ПСР.

На про­тя­же­нии все­го ПСР от­ме­ча­ет­ся из­ме­не­ние со­от­но­ше­ния ро­ли био­ло­ги­че­ско­го и со­ци­аль­но­го в ста­нов­ле­нии че­ло­ве­че­ской сек­су­аль­но­сти: био­ло­гич. де­тер­ми­ни­ро­ван­ность ос­ла­бе­ва­ет, ко­гда воз­рас­та­ет от­но­си­тель­ное зна­че­ние со­ци­аль­ных фак­то­ров, а на эта­пе ста­нов­ле­ния пси­хо­сек­су­аль­ных ори­ен­та­ций гор­мо­наль­ный фон оп­ре­де­ля­ет толь­ко си­лу про­яв­ле­ний сек­су­аль­ной ак­тив­но­сти. На­ру­ше­ние или вы­па­де­ние по тем или иным при­чи­нам лю­бо­го из эта­пов ПСР ис­ка­жа­ет те­че­ние по­сле­дую­щих эта­пов и в ито­ге пре­пят­ст­ву­ет фор­ми­ро­ва­нию зре­лой сек­су­аль­но­сти.

Лит.: Maccoby E. E., Jacklin C. N. The psy­cho­logy of sex differences. Stanford, 1974; Handbook of sexology. N. Y., 1978–1990. Vol. 1–7; Кон И. С. Пси­хо­ло­гия по­ло­вых раз­ли­чий // Во­про­сы пси­хо­ло­гии. 1981. № 2; он же. В по­ис­ках се­бя (лич­ность и еe са­мо­соз­на­ние). М., 1984; Бен­дас Т. В. Ген­дер­ная пси­хо­ло­гия. M., 2005.

Вернуться к началу