ПСИХОЛО́ГИЯ ТРУДА́
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПСИХОЛО́ГИЯ ТРУДА́, отрасль прикладной психологии, изучающая психологич. аспекты и закономерности процессов труда и проф. деятельности человека, его формирования и развития как субъекта труда. П. т. в широком смысле включает в себя проблематику инженерной психологии, эргономики, организационной психологии, а также проф. ориентации и проф. обучения.
Во 2-й пол. 19 в. с развитием технологий, появлением новых профессий в промышленно развитых странах Европы организация труда и его субъекты, специфика отд. отраслей и проф. организаций становятся предметом науч. изучения. Становление и развитие психотехники в кон. 19 – нач. 20 вв. (А. Бине, Т. Симон, Г. Мюнстерберг, В. Штерн и др.) позволило обратиться к решению таких важных задач, как проф. отбор на предприятиях, психологич. консультирование, рациональная организация трудовых процессов и проф. подготовки, распределения трудовых функций, оптимизация условий труда. Амер. инж. Г. Л. Гантт в 1903 предложил метод графич. изображения производств. потоков («графики Гантта»), систему нормативов времени и др. В 1908 в Бостоне врач Ф. Парсонс открыл первое бюро консультаций молодёжи по выбору профессии. Работая по заказам крупных компаний, Мюнстерберг перешёл от лабораторного эксперимента к моделированию реальных условий труда, создал тесты для проф. отбора вагоновожатых, мор. штурманов, телеграфистов, принципы и методы профессиографии. Разработанные Ф. Тейлором принципы науч. управления производством (см. Менеджмент, Тейлоризм), а также рационализации простых форм труда, рабочих мест и инструментов были успешно реализованы и развиты Г. Фордом (введение конвейера, учёт предшествующего опыта и квалификации работников, создание банка рабочих вакансий и требуемых профессий и др.).
Мощным импульсом в развитии П. т. стала практика психологич. отбора (определение пригодности к должностям воен. шофёров, лётчиков, телеграфистов, командиров подразделений) в период 1-й мировой войны в Германии, Италии, Франции и особенно в США, где было обследовано более 1,5 млн. чел. Ф. Джилбрет в 1920-х гг. разработал циклографич. и хронографич. метод изучения паттернов рабочих движений с использованием киносъёмки, создал технологич. карты (последовательности всех совершаемых с деталями операций), поставил проблему рабочих микродвижений, трудовой усталости. В 1927–32 в ходе исследований в компании «Вестерн электрик» Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергер акцентировали роль социально-психологич. факторов в деятельности рабочих. Проблемы управления, в т. ч. организации межличностных отношений между рабочими и администрацией, получили развитие в работах М. Фоллет, Д. Мак-Грегора, А. Маслоу, Ф. Герцбергера в США, А. Файоля во Франции, Л. Урвика в Великобритании.
В России начало исследований в области психологии и физиологии труда связано с деятельностью И. М. Сеченова (изучение трудовых навыков – «заученных движений», активного отдыха для восстановления работоспособности и др.). В 1920–30-х гг. происходит становление социологии и гигиены труда, педагогики трудового обучения, организационной психологии и инженерной психологии. В области П. т. активно работали В. М. Бехтерев, А. А. Богданов, Н. А. Бернштейн, В. Н. Мясищев, И. Н. Шпильрейн и др. В 1925–36 созданы бюро профориентации, психотехнич. лаборатории в вооруж. силах, на ж.-д. транспорте и автотранспорте, в тяжёлой пром-сти. Под рук. А. К. Гастева, организатора и директора (1920–38) Центр. ин-та труда, была создана система экспертизы производств. организаций, проектирования трудовых постов и рабочих мест. Постановление ЦК ВКП(б) от 4.7.1936 «О педологических извращениях в системе наркомпросов» по существу остановило вплоть до 1960-х гг. развитие прикладных направлений психологии, связанных с оценкой индивидуальных различий людей. Во 2-й пол. 1950-х гг. начинается возрождение П. т. в СССР (изучение факторов эффективности труда рабочих под рук. В. С. Мерлина в Казанском ун-те, создание в 1959 лаборатории инженерной психологии во главе с Б. Ф. Ломовым, реализация в 1961 К. К. Платоновым программы психологич. отбора курсантов авиац. училищ, и др.).
Научно-техническая революция сделала остроактуальными проблемы адаптации человека к технике (в частности, в связи с явлениями монотонности, депрессии, аварийности, травматизма, брака и т. п.), функционирования сложных комплексов «человек – машина», переподготовки проф. работников. Изменение содержания и условий труда (гибкий рабочий график, частичная занятость, «виртуальные рабочие места», «виртуальные работники», внедрение высоких технологий, компьютеризация производства, миграция рабочей силы и др.) ставит задачи общей гуманизации труда, гибкого управления всем спектром социально-экономич., социально-психологич. и психогигиенич. условий труда. Получают развитие когнитивная эргономика, эргодизайн компьютеризованных рабочих мест (см. Когнитивная наука). Важное значение имеет изучение меняющихся социально-психологич. факторов труда – как внешних (статус, престиж профессии, должность, образовательный ценз, статус организации в обществе и т. п.), так и внутренних (психологич. климат, групповые нормы, отношения с коллегами и руководством, оценки перспектив проф. роста, адекватности оплаты труда и т. п.). Работа и преподавание в области П. т. всё чаще объединяются с исследованиями по организационной психологии.
В качестве методов в П. т. используются анализ документов, психодиагностика, профессиография, алгоритмич. описание трудового процесса, структурный анализ рабочих и вспомогат. операций, наблюдение, опрос, анкетирование, самонаблюдение и отчёт, коллективная дискуссия, методы психосемантики и лабораторный эксперимент (см. Когнитивная психология, Психофизиология).