Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПСИХОЛО́ГИЯ ТРУДА́

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 692-693

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Толочек

ПСИХОЛО́ГИЯ ТРУДА́, от­расль при­клад­ной пси­хо­ло­гии, изу­чаю­щая пси­хо­ло­гич. ас­пек­ты и за­ко­но­мер­но­сти про­цес­сов тру­да и проф. дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка, его фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия как субъ­ек­та тру­да. П. т. в ши­ро­ком смыс­ле вклю­ча­ет в се­бя про­бле­ма­ти­ку ин­же­нер­ной пси­холо­гии, эр­го­но­ми­ки, ор­га­ни­за­ци­он­ной пси­хо­ло­гии, а так­же проф. ори­ен­та­ции и проф. обу­че­ния.

Во 2-й пол. 19 в. с раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий, по­яв­ле­ни­ем но­вых про­фес­сий в про­мыш­лен­но раз­ви­тых стра­нах Ев­ро­пы ор­га­ни­за­ция тру­да и его субъ­ек­ты, спе­ци­фи­ка отд. от­рас­лей и проф. ор­га­ни­за­ций ста­но­вят­ся пред­ме­том на­уч. изу­че­ния. Ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие пси­хо­тех­ни­ки в кон. 19 – нач. 20 вв. (А. Би­не, Т. Си­мон, Г. Мюн­стер­берг, В. Штерн и др.) по­зво­ли­ло об­ра­тить­ся к ре­ше­нию та­ких важ­ных за­дач, как проф. от­бор на пред­при­яти­ях, пси­хо­ло­гич. кон­суль­ти­ро­ва­ние, ра­цио­наль­ная ор­га­ни­за­ция тру­до­вых про­цес­сов и проф. под­го­тов­ки, рас­пре­де­ле­ния тру­до­вых функ­ций, оп­ти­ми­за­ция ус­ло­вий тру­да. Амер. инж. Г. Л. Гантт в 1903 пред­ло­жил ме­тод гра­фич. изо­бра­же­ния про­из­водств. по­то­ков («гра­фи­ки Ган­т­та»), сис­те­му нор­ма­ти­вов вре­ме­ни и др. В 1908 в Бос­то­не врач Ф. Пар­сонс от­крыл пер­вое бю­ро кон­суль­та­ций мо­ло­дёжи по вы­бо­ру про­фес­сии. Ра­бо­тая по за­ка­зам круп­ных ком­па­ний, Мюн­стер­берг пе­ре­шёл от ла­бо­ра­тор­но­го экс­пе­ри­мен­та к мо­де­ли­ро­ва­нию ре­аль­ных ус­ло­вий тру­да, соз­дал тес­ты для проф. от­бо­ра ва­го­но­во­жа­тых, мор. штур­ма­нов, те­ле­гра­фи­стов, прин­ци­пы и ме­то­ды про­фес­сио­гра­фии. Раз­ра­бо­тан­ные Ф. Тей­ло­ром прин­ци­пы на­уч. управ­ле­ния про­из­вод­ст­вом (см. Ме­недж­мент, Тей­ло­ризм), а так­же ра­цио­на­ли­за­ции про­стых форм тру­да, ра­бо­чих мест и ин­ст­ру­мен­тов бы­ли ус­пеш­но реа­ли­зо­ва­ны и раз­ви­ты Г. Фор­дом (вве­де­ние кон­вейе­ра, учёт пред­ше­ст­вую­ще­го опы­та и ква­ли­фи­ка­ции ра­бот­ни­ков, соз­да­ние бан­ка ра­бо­чих ва­кан­сий и тре­буе­мых про­фес­сий и др.).

Мощ­ным им­пуль­сом в раз­ви­тии П. т. ста­ла прак­ти­ка пси­хо­ло­гич. от­бо­ра (оп­ре­де­ле­ние при­год­но­сти к долж­но­стям во­ен. шо­фё­ров, лёт­чи­ков, те­ле­гра­фи­стов, ко­ман­ди­ров под­раз­де­ле­ний) в пе­ри­од 1-й ми­ро­вой вой­ны в Гер­ма­нии, Ита­лии, Фран­ции и осо­бен­но в США, где бы­ло об­сле­до­ва­но бо­лее 1,5 млн. чел. Ф. Джил­брет в 1920-х гг. раз­ра­бо­тал цик­ло­гра­фич. и хро­но­гра­фич. ме­тод изу­че­ния пат­тер­нов ра­бо­чих дви­же­ний с ис­поль­зо­ва­ни­ем ки­но­съём­ки, соз­дал тех­но­ло­гич. кар­ты (по­сле­до­ва­тель­но­сти всех со­вер­шае­мых с де­та­ля­ми опе­ра­ций), по­ста­вил про­бле­му ра­бо­чих мик­ро­дви­же­ний, тру­до­вой ус­та­ло­сти. В 1927–32 в хо­де ис­сле­до­ва­ний в ком­па­нии «Вес­терн элек­трик» Э. Мэйо и Ф. Рот­лис­бер­гер ак­цен­ти­ро­ва­ли роль со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. фак­то­ров в дея­тель­но­сти ра­бо­чих. Про­бле­мы управ­ле­ния, в т. ч. ор­га­ни­за­ции меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний ме­ж­ду ра­бо­чи­ми и ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей, по­лу­чи­ли раз­ви­тие в ра­бо­тах М. Фол­лет, Д. Мак-Гре­го­ра, А. Мас­лоу, Ф. Герц­бер­ге­ра в США, А. Фай­о­ля во Фран­ции, Л. Ур­ви­ка в Ве­ли­ко­бри­та­нии.

В Рос­сии на­ча­ло ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти пси­хо­ло­гии и фи­зио­ло­гии тру­да свя­за­но с дея­тель­но­стью И. М. Се­че­но­ва (изу­че­ние тру­до­вых на­вы­ков – «за­учен­ных дви­же­ний», ак­тив­но­го от­ды­ха для вос­ста­нов­ле­ния ра­бо­то­спо­соб­но­сти и др.). В 1920–30-х гг. про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние со­цио­ло­гии и ги­гие­ны тру­да, пе­да­го­ги­ки тру­до­во­го обу­че­ния, ор­га­ни­за­ци­он­ной пси­хо­ло­гии и ин­же­нер­ной пси­хо­ло­гии. В об­лас­ти П. т. ак­тив­но ра­бо­та­ли В. М. Бех­те­рев, А. А. Бо­гда­нов, Н. А. Берн­штейн, В. Н. Мя­си­щев, И. Н. Шпиль­рейн и др. В 1925–36 соз­да­ны бю­ро проф­ори­ен­та­ции, пси­хо­тех­нич. ла­бо­ра­то­рии в воо­руж. си­лах, на ж.-д. транс­пор­те и ав­то­транс­пор­те, в тя­жё­лой пром-сти. Под рук. А. К. Гас­те­ва, ор­га­ни­за­то­ра и ди­рек­то­ра (1920–38) Центр. ин-та тру­да, бы­ла соз­да­на сис­те­ма экс­пер­ти­зы про­из­водств. ор­га­ни­за­ций, про­ек­ти­ро­ва­ния тру­до­вых по­стов и ра­бо­чих мест. По­ста­нов­ле­ние ЦК ВКП(б) от 4.7.1936 «О пе­до­ло­ги­че­ских из­вра­ще­ни­ях в сис­те­ме нар­ком­про­сов» по су­ще­ст­ву ос­та­но­ви­ло вплоть до 1960-х гг. раз­ви­тие при­клад­ных на­прав­ле­ний пси­хо­ло­гии, свя­зан­ных с оцен­кой ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий лю­дей. Во 2-й пол. 1950-х гг. на­чи­на­ет­ся воз­ро­ж­де­ние П. т. в СССР (изу­че­ние фак­то­ров эф­фек­тив­но­сти тру­да ра­бо­чих под рук. В. С. Мер­ли­на в Ка­зан­ском ун-те, соз­да­ние в 1959 ла­бо­ра­то­рии ин­же­нер­ной пси­хо­ло­гии во гла­ве с Б. Ф. Ло­мо­вым, реа­ли­за­ция в 1961 К. К. Пла­то­но­вым про­грам­мы пси­хо­ло­гич. от­бо­ра кур­сан­тов авиац. учи­лищ, и др.).

На­уч­но-тех­ни­че­ская ре­во­лю­ция сде­ла­ла ост­ро­ак­ту­аль­ны­ми про­бле­мы адап­та­ции че­ло­ве­ка к тех­ни­ке (в ча­ст­но­сти, в свя­зи с яв­ле­ния­ми мо­но­тон­но­сти, де­прес­сии, ава­рий­но­сти, трав­ма­тиз­ма, бра­ка и т. п.), функ­цио­ни­ро­ва­ния слож­ных ком­плек­сов «че­ло­век – ма­ши­на», пе­ре­под­го­тов­ки проф. ра­бот­ни­ков. Из­ме­не­ние со­дер­жа­ния и ус­ло­вий тру­да (гиб­кий ра­бо­чий гра­фик, час­тич­ная за­ня­тость, «вир­ту­аль­ные ра­бо­чие мес­та», «вир­ту­аль­ные ра­бот­ни­ки», вне­дре­ние вы­со­ких тех­но­ло­гий, ком­пь­ю­те­ри­за­ция про­из­вод­ст­ва, ми­гра­ция ра­бо­чей си­лы и др.) ста­вит за­да­чи об­щей гу­ма­ни­за­ции тру­да, гиб­ко­го управ­ле­ния всем спек­тром со­ци­аль­но-эко­но­мич., со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. и пси­хо­ги­гие­нич. ус­ло­вий тру­да. По­лу­ча­ют раз­ви­тие ког­ни­тив­ная эр­го­но­ми­ка, эр­го­ди­зайн ком­пь­ю­те­ри­зо­ван­ных ра­бо­чих мест (см. Ког­ни­тив­ная нау­ка). Важ­ное зна­че­ние име­ет изу­че­ние ме­няю­щих­ся со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. фак­то­ров тру­да – как внеш­них (ста­тус, пре­стиж про­фес­сии, долж­ность, об­ра­зо­ва­тель­ный ценз, ста­тус ор­га­ни­за­ции в об­ще­ст­ве и т. п.), так и внут­рен­них (пси­хо­ло­гич. кли­мат, груп­по­вые нор­мы, от­но­ше­ния с кол­ле­га­ми и ру­ко­во­дством, оцен­ки пер­спек­тив проф. рос­та, аде­к­ват­но­сти оп­ла­ты тру­да и т. п.). Ра­бо­та и пре­по­да­ва­ние в об­лас­ти П. т. всё ча­ще объ­е­ди­ня­ют­ся с ис­сле­до­ва­ния­ми по ор­га­ни­за­ци­он­ной пси­хо­ло­гии.

В ка­че­ст­ве ме­то­дов в П. т. ис­поль­зу­ют­ся ана­лиз до­ку­мен­тов, пси­хо­ди­аг­но­сти­ка, про­фес­сио­гра­фия, ал­го­рит­мич. опи­са­ние тру­до­во­го про­цес­са, струк­тур­ный ана­лиз ра­бо­чих и вспо­мо­гат. опе­ра­ций, на­блю­де­ние, оп­рос, ан­ке­ти­ро­ва­ние, са­мо­на­блю­де­ние и от­чёт, кол­лек­тив­ная дис­кус­сия, ме­то­ды пси­хо­се­ман­ти­ки и ла­бо­ра­тор­ный экс­пе­ри­мент (см. Ког­ни­тив­ная пси­хо­ло­гия, Пси­хо­фи­зио­ло­гия).

Лит.: Taylor F. W. Scientific management. N. Y., 1947; Super D. E. The psychology of careers. N. Y., 1957; Drucker P. F. Towards the next economics. N. Y., 1981; Ulich E. Arbeits­psychologie. 3. Aufl. Z., 1994; Мар­ко­ва А. К. Пси­хо­ло­гия про­фес­сио­на­лиз­ма. М., 1996; Зе­ер Э. Ф. Пси­хо­ло­гия про­фес­сий. 2-е изд. М.; Ека­те­рин­бург, 2003; Кли­мов Е. А. Вве­де­ние в пси­хо­ло­гию тру­да. 2-е изд. М., 2004; Бод­ров В. А. Пси­хо­ло­гия про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти. М., 2006; То­ло­чек В. А. Со­вре­мен­ная пси­хо­ло­гия тру­да. 2-е изд. М., 2008; Нос­ко­ва О. Г. Пси­хо­ло­гия тру­да. 5-е изд. М., 2009; Пряж­ни­ков Н. С. Пси­хо­ло­ги­че­ский смысл тру­да. 3-е изд. М., 2010; Ор­га­ни­за­ци­он­ная пси­хо­ло­гия / Под ред. А. Б. Ле­о­но­вой. М., 2013.

Вернуться к началу