Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРИЧИ́ННОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 534

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Гутнер

ПРИЧИ́ННОСТЬ, кау­заль­ность (от лат. causa – при­чи­на), фор­ма взаи­мо­обу­слов­лен­но­сти яв­ле­ний и про­цес­сов бы­тия, при ко­то­рой при оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях од­но яв­ле­ние (про­цесс), на­зы­вае­мое при­чи­ной, по­ро­ж­да­ет дру­гое, назы­вае­мое след­ст­ви­ем.

В разл. эпо­хи и в раз­ных куль­ту­рах су­ще­ст­во­ва­ли раз­ные пред­став­ле­ния о П. В др.-греч. фи­ло­со­фии по­ня­тие при­чи­ны (αιτια) сбли­жа­лось с по­ня­ти­ем на­ча­ла (ἀρχ), по­ни­мав­шим­ся как на­ча­ло ге­не­ти­че­ское: то из че­го или бла­го­да­ря че­му не­что на­ча­ло су­ще­ст­во­вать. В наи­бо­лее раз­ра­бо­тан­ной фор­ме идея П. бы­ла раз­ви­та Ари­сто­те­лем, ко­то­рый вы­де­лил 4 при­чи­ны, оп­ре­де­ляю­щие ха­рак­тер ка­ж­дой ве­щи: 1) то, из че­го со­сто­ит эта вещь, её суб­страт; 2) что есть эта вещь, её «фор­ма», или сущ­ность; 3) чем эта вещь при­ве­де­на к бы­тию; 4) ра­ди че­го су­ще­ст­ву­ет эта вещь – со­от­вет­ст­вен­но при­чи­ны ма­те­ри­аль­ная, фор­маль­ная (см. Фор­ма и ма­те­рия), дей­ст­вую­щая и це­ле­вая (ко­неч­ная). При этом три по­след­ние при­чи­ны тес­но свя­за­ны ме­ж­ду со­бой, они мо­гут да­же сов­па­дать (как, напр., в био­ло­гич. сфе­ре, в слу­чае жи­во­го су­ще­ст­ва). По­сле­до­ват. про­ве­де­ние прин­ци­па П. не­из­беж­но при­во­дит к мыс­ли о пер­вой при­чи­не, при­во­дя­щей к су­ще­ст­во­ва­нию всё ос­таль­ное, со­дер­жа­щей в се­бе все це­ли и все фор­мы, ко­торые ког­да-ли­бо осу­ще­ст­в­ля­лись или мо­гут осу­ще­ст­в­лять­ся в ми­ре. Та­кой при­чи­ной («пер­во­дви­га­те­лем») вы­сту­па­ет у Ари­сто­те­ля не­под­виж­ный и не­из­мен­ный Ум (нус), мыс­ля­щий са­мо­го се­бя. Кон­цеп­ция че­ты­рёх при­чин бы­ла вос­при­ня­та ср.-век. мыс­лью с ха­рак­тер­ной для неё те­лео­ло­гич. ори­ен­та­ци­ей в ис­тол­ко­ва­нии ми­ра. Объ­яс­не­ние че­го-ли­бо нель­зя бы­ло счи­тать пол­ным без от­ве­та на во­прос «ра­ди че­го?», ка­ко­вой в ко­неч­ном счё­те вос­хо­дит к дей­ст­вию Бо­га в ми­ре, по­сколь­ку имен­но Бог оп­ре­де­ля­ет цель су­ще­ст­во­ва­ния ка­ж­дой ве­щи.

На­уч. ре­во­лю­ция 17 в., раз­ви­тие ма­те­ма­тич. ес­те­ст­во­зна­ния, пре­ж­де все­го кос­мо­ло­гии и ме­ха­ни­ки, по­ста­ви­ли в центр вни­ма­ния изу­че­ние при­чин­но-след­ст­вен­ных от­но­ше­ний – по­иск при­чи­ны из­ме­не­ния яв­ле­ний и об­ще­го за­ко­на, де­лаю­ще­го связь при­чи­ны и след­ст­вия не­об­хо­ди­мой (напр., объ­яс­не­ние вра­ще­ния пла­нет во­круг Солн­ца на ос­но­ве за­ко­на все­мир­но­го тя­го­те­ния). При­чин­но-след­ст­вен­ные от­но­ше­ния ста­ли рас­смат­ри­вать­ся как уни­вер­саль­ный прин­цип, ко­то­ро­му под­чи­не­ны все яв­ле­ния при­ро­ды.

Не­об­хо­ди­мый ха­рак­тер этих от­но­ше­ний был ос­по­рен Д. Юмом, ви­дев­шим в при­чин­ной свя­зи ме­ж­ду яв­ле­ния­ми лишь ре­зуль­тат ре­гу­ляр­ной на­блю­дае­мой по­сле­до­ва­тель­но­сти сход­ных со­бы­тий, ас­со­циа­тив­ную связь ме­ж­ду яв­ле­ния­ми A и B, воз­ни­каю­щую в на­шем соз­на­нии бла­го­да­ря при­выч­ке.

И. Кант, ут­вер­ждая вслед за Юмом субъ­ек­тив­ный ха­рак­тер прин­ци­па П., счи­тал, од­на­ко, его ап­ри­ор­ной струк­ту­рой по­зна­ния, спо­со­бом струк­ту­ри­ро­ва­ния чув­ст­вен­но­го опы­та, имею­щим по­это­му все­об­щий и не­об­хо­ди­мый ха­рак­тер. Ог­ра­ни­чи­вая при­ме­ни­мость прин­ци­па П. толь­ко к яв­ле­ни­ям, а не к ве­щам са­мим по се­бе, Кант тем са­мым обос­но­вы­вал воз­мож­ность сво­бо­ды: П. не рас­про­стра­ня­ет­ся на пред­ме­ты, ле­жа­щие за пре­де­ла­ми чув­ст­вен­но­го вос­при­ятия, – мир (как це­лое), че­ло­ве­че­скую ду­шу и Бо­га.

С сер. 19 в. в био­ло­гии (эво­лю­ци­он­ная тео­рия Ч. Дар­ви­на) и со 2-й пол. 19 в. в тер­мо­ди­на­ми­ке, а за­тем в кван­то­вой ме­ха­ни­ке, со­ци­аль­ных нау­ках по­лу­чи­ло раз­ви­тие ста­ти­сти­че­ское (ве­ро­ят­но­ст­ное) по­ни­ма­ние П.: А есть при­чи­на В, ес­ли при на­ли­чии А до­ля со­бы­тий ти­па В в не­ко­то­рой на­блю­дае­мой вы­бор­ке (по­пу­ля­ции, ан­самб­ле час­тиц, боль­шом кол­лек­ти­ве лю­дей и т. п.) су­ще­ст­вен­но уве­ли­чи­ва­ет­ся. Ста­ти­стич. П. опи­сы­ва­ет не по­ве­де­ние еди­нич­ных объ­ек­тов (та­ких, как пла­не­та, па­даю­щее те­ло), под­чи­нён­ных об­ще­му за­ко­ну, а по­ве­де­ние боль­ших групп, в ко­то­рых мож­но на­блю­дать ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые из­ме­не­ния. См. так­же Де­тер­ми­низм.

О П. в инд. фи­ло­со­фии см. Пра­титья­са­мут­па­да.

Лит.: При­чин­ность и те­ле­оно­мизм в со­вре­мен­ной ес­те­ст­вен­но-на­уч­ной па­ра­диг­ме. М., 2002.

Вернуться к началу