Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕРВОДВИ́ГАТЕЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 604

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

ПЕРВОДВИ́ГАТЕЛЬ (греч. τὸ πρτον ϰινοῦν, лат. primum movens, букв. – пер­вое дви­жу­щее), центр. по­ня­тие кос­мо­ло­гии и тео­ло­гии Ари­сто­те­ля, с по­мо­щью ко­то­ро­го он стре­мил­ся объ­яс­нить це­ле­со­об­раз­ность при­ро­ды и обос­но­вать веч­ность ми­ра. В «Фи­зи­ке» по­ня­тие П. по­сту­ли­ру­ет­ся Ари­сто­те­лем в свя­зи с ана­ли­зом дви­же­ния, или про­цес­са: по­сколь­ку всё дви­жу­щее­ся и дви­жи­мое дви­жи­мо чем-то, а бес­ко­неч­ная по­сле­до­ва­тель­ность «дви­жу­щее – дви­жи­мое» не­воз­мож­на, то по не­об­хо­ди­мо­сти долж­но су­ще­ст­во­вать «пер­вое дви­жу­щее», ко­то­рое са­мо аб­со­лют­но не­под­виж­но. «Пер­вое дви­жи­мое» ото­жде­ст­в­ля­ет­ся Ари­сто­те­лем со сфе­рой не­под­виж­ных звёзд, со­от­но­си­тель­ное с ним «пер­вое дви­жу­щее» на­хо­дит­ся по ту сто­ро­ну пе­ри­фе­рии кос­мо­са и ли­ше­но к.-л. про­тя­жён­ной ве­ли­чи­ны. В «Ме­та­фи­зи­ке» П. вы­сту­па­ет как транс­цен­дент­ный «бог» и цен­но­ст­ное «на­ча­ло», от ко­то­ро­го «за­ви­сят все­лен­ная и при­ро­да». Как чис­тая «фор­ма» и энер­гия он ли­шён вся­кой по­тен­ци­аль­но­сти и ма­те­ри­аль­но­сти и по­то­му есть ум (нус), а т. к. не­ма­те­ри­аль­ность ли­ша­ет его «час­тей» и ста­вит по ту сто­ро­ну вся­кой мно­же­ст­вен­но­сти, то он мо­жет мыс­лить толь­ко са­мо­го се­бя и в этом са­мо­мыш­ле­нии со­сто­ит его веч­ная и бла­жен­ная жизнь в ка­че­ст­ве «бо­га». По­сколь­ку кон­такт ме­ж­ду бес­те­лес­ным «пер­вым дви­жу­щим» и те­лес­ным «пер­вым дви­жи­мым» не­воз­мо­жен, то он «дви­жет как объ­ект лю­бов­но­го вле­че­ния», к ко­то­ро­му всё стре­мит­ся как к выс­ше­му бла­гу и ко­неч­ной це­ли. От де­ми­ур­га Пла­то­на П. Ари­сто­те­ля от­ли­ча­ет­ся тем, что он не со­здал мир од­на­ж­ды в про­шлом, но ак­туа­ли­зи­ру­ет и оформ­ля­ет его не­пре­рыв­но и еже­се­кунд­но в те­че­ние це­лой веч­но­сти, га­ран­ти­руя тем са­мым его без­на­чаль­ность и не­унич­то­жае­мость. Уче­ние о транс­цен­дент­ном П. по­слу­жи­ло ис­ход­ной точ­кой для ус­вое­ния фи­ло­со­фии Ари­сто­те­ля ср.-век. му­сульм. и хри­сти­ан­ской тео­ло­ги­ей.

Вернуться к началу