Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕДОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 510-511

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Д. Марцинковская

ПЕДОЛО́ГИЯ (от греч. πας, род. п. παι­δός  – ре­бё­нок, ди­тя, маль­чик и ...ло­гия), ком­плекс­ная меж­дис­ци­п­ли­нар­ная нау­ка о ре­бён­ке, объ­е­ди­няю­щая ис­сле­до­ва­ния дет­ско­го раз­ви­тия, по­лу­чен­ные пред­ста­ви­те­ля­ми разл. от­рас­лей зна­ния – пси­хо­ло­га­ми, пе­да­го­га­ми, био­ло­га­ми, пе­ди­ат­ра­ми, ан­тро­по­ло­га­ми, со­цио­ло­га­ми и др.

П. поя­ви­лась на ру­бе­же 19–20 вв. Её ос­но­ва­тель – Г. С. Холл, рас­про­стра­няя дей­ст­вие био­ге­не­ти­че­ско­го за­ко­на на че­ло­ве­ка, об­ра­тил вни­ма­ние на важ­ность изу­че­ния про­цес­са ста­нов­ле­ния пси­хи­ки кон­крет­но­го ре­бён­ка для раз­ра­бот­ки ге­не­тич. ме­то­да в об­щей пси­хо­ло­гии. Им бы­ли раз­ра­бо­та­ны спец. во­прос­ни­ки в це­лях изу­че­ния разл. сто­рон пси­хи­ки де­тей и со­став­ле­ния ком­плекс­ной ха­рак­те­ри­сти­ки их раз­ви­тия. П. по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­ст­ра­не­ние как в США, так и в ев­роп. стра­нах. Пио­не­ра­ми её бы­ли вра­чи и био­ло­ги, рас­по­ла­гав­шие, в от­ли­чие от пси­хо­ло­гов, боль­шим ко­ли­че­ст­вом раз­ра­бо­тан­ных ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния де­тей. Од­на­ко на­чи­ная с 1920-х гг. на пер­вый план по­сте­пен­но вы­хо­дят имен­но пси­хо­ло­гич. ас­пек­ты ис­сле­до­ва­ний, а назв. «П.», пред­ло­жен­ное в 1893 уче­ни­ком Хол­ла – О. Крис­ма­ном, бы­ло за­ме­не­но на child study (ис­сле­до­ва­ние ре­бён­ка).

Ини­циа­то­ра­ми П. в Ев­ро­пе бы­ли Дж. Сал­ли в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Э. Мёй­ман и В. Штерн в Гер­ма­нии, Э. Кла­па­ред в Швей­ца­рии, А. П. Не­ча­ев, Н. П. Ру­мян­цев и В. М. Бех­те­рев в Рос­сии. Ра­бо­ты Сал­ли «Очер­ки по пси­хо­ло­гии дет­ст­ва» (1884) и «Пе­да­го­ги­че­ская пси­хо­ло­гия» (1886) спо­соб­ст­во­ва­ли про­ник­но­ве­нию идей П. в учеб­ные за­ве­де­ния, час­тич­но­му из­ме­не­нию про­грамм обу­че­ния и сти­ля об­ще­ния пе­да­го­гов с деть­ми. На ос­но­ве идей Сал­ли М. Мон­тес­со­ри раз­ра­бо­та­ла сис­те­му уп­раж­не­ний, спо­соб­ст­вую­щих ин­тел­лек­ту­аль­но­му раз­ви­тию де­тей до­шко­ль­но­го воз­рас­та. Свое­об­раз­ной эн­цик­ло­пе­ди­ей П. ста­ли «Лек­ции по экс­пе­ри­мен­таль­ной пе­да­го­ги­ке» (т. 1–3, 1907–08) Мёй­ма­на, счи­тав­ше­го гл. за­да­чей П. раз­ра­бот­ку ме­то­до­ло­гич. ос­нов обу­че­ния де­тей. Штерн, сме­нив­ший Мёй­ма­на на по­сту зав. пси­хо­ло­гич. ла­бо­ра­то­ри­ей в Гам­бург­ском ун-те и ре­дак­то­ра «Жур­на­ла по пе­да­го­ги­че­ской пси­хо­ло­гии», по­ста­вил в центр сво­их ис­сле­до­ва­ний ана­лиз це­ло­ст­но­го раз­ви­тия лич­но­сти ре­бён­ка, а не толь­ко его мыш­ле­ния и ре­чи. Кла­па­ред пред­ло­жил раз­де­лить П. на при­клад­ную и тео­ре­ти­че­скую, ос­но­ван­ный им Пе­да­го­гич. ин-т им. Ж. Ж. Рус­со в Же­не­ве стал ме­ж­ду­нар. цен­тром экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти П. и воз­рас­тной пси­хо­ло­гии.

В 1904 в С.-Пе­тер­бур­ге под рук. А. П. Не­чае­ва бы­ли от­кры­ты пер­вые в Рос­сии пе­до­ло­гич. кур­сы, Не­ча­ев и Н. П. Ру­мян­цев вы­пус­ти­ли се­рию книг и жур­на­лов по пе­да­го­гич. пси­хо­ло­гии и П., по их ини­циа­ти­ве в 1906–16 бы­ло со­зва­но 5 Все­рос. съез­дов по П. В. М. Бех­те­рев, по­ло­жив­ший на­ча­ло н.-и. раз­ра­бот­ке П., соз­дал це­лую сеть пе­до­ло­гич. уч­ре­ж­де­ний (он раз­де­лил их на на­уч­но-ла­бо­ра­тор­ные и на­уч­но-кли­ни­че­ские), в т. ч. в 1907 – пе­до­ло­гич. от­де­ле­ние в с.-пе­терб. Пси­хо­нев­ро­ло­гич. ин-те, став­шее ве­ду­щим цен­тром пе­до­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний.

Гл. за­да­чи П. – обу­че­ние кад­ров и по­иск объ­ек­тив­ных ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния пси­хи­ки, ка­ко­вы­ми яв­ля­лись на­блю­де­ние, ес­те­ст­вен­ный и реф­лек­со­ло­гич. экс­пе­ри­мен­ты, раз­ра­бо­тан­ные А. Ф. Ла­зур­ским, А. П. Не­чае­вым и В. М. Бех­те­ре­вым, а так­же тес­ты, ан­ке­ты, био­гра­фич., ста­ти­стич. и ан­тро­по­мет­рич. ме­то­ды, раз­ра­бо­тан­ные М. М. Ру­бин­штей­ном, Не­чае­вым, Ру­мян­це­вым, позд­нее П. П. Блон­ским, М. Я. Ба­со­вым, А. С. За­луж­ным, А. Б. Зал­кин­дом, Л. С. Вы­гот­ским.

Ин­тен­сив­ное раз­ви­тие П. по­сле 1917 бы­ло свя­за­но с по­став­лен­ной пе­ред ней за­да­чей вос­пи­та­ния но­во­го че­ло­ве­ка, что за­став­ля­ло вгля­ды­вать­ся в зна­че­ние со­ци­аль­ной сре­ды в этом про­цес­се. В то же вре­мя по­ис­ки объ­ек­тив­но­го ме­то­да ис­сле­до­ва­ния при­ве­ли к ув­ле­че­нию био­ге­не­тич. тео­рия­ми (тео­рия ре­ка­пи­ту­ля­ции, пси­хо­ана­лиз). Гл. дис­кус­сии 1920-х гг. про­хо­ди­ли в борь­бе этих двух на­прав­ле­ний – со­цио­ге­не­ти­че­ско­го и био­ге­не­ти­че­ско­го, ко­то­рые по-раз­но­му ис­тол­ко­вы­ва­ли взаи­мо­дей­ст­вие био­ло­гич. и со­ци­аль­ных фак­то­ров, на­след­ст­вен­но­сти и сре­ды в раз­ви­тии пси­хи­ки. Ли­дер био­ге­не­тич. на­прав­ле­ния – П. П. Блон­ский, а со­цио­ге­не­ти­че­ско­го – А. Б. Зал­кинд. Цен­траль­ным при этом был во­прос о том, на­сколь­ко био­ло­гич. ме­ха­низ­мы, ле­жа­щие в ос­но­ве пси­хич. раз­ви­тия, пла­стич­ны и гиб­ки, т. е. на­сколь­ко сре­да мо­жет воз­дей­ст­во­вать на них. Наи­боль­шие рас­хо­ж­де­ния за­клю­ча­лись в оцен­ке ме­то­дов обу­че­ния и вос­пи­та­ния.

В ре­зуль­та­те дис­кус­сий и об­су­ж­де­ний к 1928 вы­ра­бо­та­на бо­лее или ме­нее еди­ная по­зи­ция, за­фик­си­ро­ван­ная в ре­зо­лю­ции 1-го Пе­до­ло­гич. съез­да (кон. 1928 – нач. 1929). Од­на­ко на­чи­ная с 1930 уси­ли­ва­ют­ся на­пад­ки на П., свя­зан­ные как с её дей­ст­ви­тель­ны­ми (от­сут­ст­вие дос­та­точ­но­го чис­ла ква­ли­фи­ци­ров. прак­ти­ков, раз­рыв ме­ж­ду тео­ри­ей и прак­ти­кой), так и с мни­мы­ми ошиб­ка­ми. Цель, по­став­лен­ная П., – фор­ми­ро­ва­ние ак­тив­ной, твор­че­ской лич­но­сти и ин­ди­ви­ду­аль­ный под­ход к ка­ж­до­му ре­бён­ку, уже не бы­ла ак­ту­аль­ной в ус­ло­ви­ях из­ме­нив­шей­ся дей­ст­ви­тель­но­сти. Сво­бо­да, ухо­дя­щая из жиз­ни об­ще­ст­ва, ухо­ди­ла и из жиз­ни шко­лы, ко­то­рая вме­сто от­но­ше­ний со­труд­ни­че­ст­ва ме­ж­ду учи­те­ля­ми и уче­ни­ка­ми вво­ди­ла ие­рар­хич. от­но­ше­ния под­чи­не­ния и по­слу­ша­ния. По­ста­нов­ле­ние ЦК ВКП(б) «О пе­до­логи­че­ских из­вра­ще­ни­ях в сис­те­ме НАРКОМПРОСов» (1936) при­ве­ло к ди­рек­тив­но­му за­кры­тию П. как нау­ки.

Вернуться к началу