Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 506-507

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Подольский

ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, от­расль пси­хо­ло­гич. нау­ки, изу­чаю­щая за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия че­ло­ве­ка в ус­ло­ви­ях обу­че­ния и вос­пи­та­ния.

П. п. тес­но свя­за­на с об­щей пси­хо­ло­ги­ей, дет­ской, воз­рас­тной, диф­фе­рен­ци­аль­ной пси­хо­ло­ги­ей, пси­хо­фи­зио­ло­ги­ей и др. от­рас­ля­ми пси­хо­ло­гич. зна­ния, при этом на пер­вый план в ней вы­сту­па­ют во­про­сы со­от­но­ше­ния пси­хич. раз­ви­тия и обу­че­ния. Од­но­вре­мен­но П. п. яв­ля­ет­ся при­клад­ной нау­кой, ис­поль­зую­щей зна­ние пси­хо­ло­гич. осо­бен­но­стей ре­бён­ка на раз­ных воз­раст­ных эта­пах в це­лях оп­ти­ми­за­ции про­цес­сов обу­че­ния и вос­пи­та­ния (спе­ци­фи­ка адап­та­ции со­ци­аль­ной ре­бён­ка при по­сту­п­ле­нии в до­школь­ное уч­ре­ж­де­ние, го­тов­ность до­школь­ни­ка к школь­но­му обу­че­нию, оп­ти­ми­за­ция от­но­ше­ний де­тей в школь­ных кол­лек­ти­вах, проф. ори­ен­та­ция стар­ше­класс­ни­ков и др.). Тер­мин «П. п.» пред­ло­жен П. Ф. Кап­те­ре­вым в 1874 и ис­поль­зу­ет­ся пре­им. рос. ис­сле­до­ва­те­ля­ми. За ру­бе­жом ча­ще упот­реб­ля­ют­ся тер­ми­ны «пси­хо­ло­гия об­ра­зо­ва­ния» («Educational psycho­lo­gy») и «школь­ная пси­хо­ло­гия» («School psy­chology»).

До воз­ник­но­ве­ния П. п. как са­мо­сто­ят. дис­ци­п­ли­ны во 2-й пол. 19 в. мн. пред­ста­ви­те­ли пе­да­го­гич. нау­ки (Я. А. Ко­мен­ский, Дж. Локк, Ж. Ж. Рус­со, И. Пес­та­лоц­ци, Ф. А. Дис­тер­вег и др.) под­чёр­ки­ва­ли не­об­хо­ди­мость по­строе­ния про­цес­са обу­че­ния и вос­пи­та­ния на ос­но­ве пси­хо­ло­гич. зна­ний о ре­бён­ке. С кон. 19 в. П. п. ин­тен­сив­но раз­ви­ва­ет­ся пер­во­на­чаль­но в рам­ках педо­ло­гии­, а за­тем и как са­мо­стоят. дис­цип­ли­на как в Зап. Ев­ро­пе и США (Д. Сел­ли, Э. Мёй­ман, Дж. Дьюи, Дж. Бол­ду­ин, Э. Кир­кпат­рик, Г. С. Холл и др.), так и в Рос­сии (П. П. Блон­ский, П. Ф. Кап­те­рев, А. Ф. Ла­зур­ский, Н. Н. Лан­ге, А. П. Не­ча­ев, Н. П. Ру­мян­цев, М. М. Ру­бин­штейн, И. А. Си­кор­ский, Г. И. Чел­па­нов). В 1903 Э. Торн­дайк опуб­ли­ко­вал ра­бо­ту «Пе­да­го­ги­че­ская пси­хо­ло­гия» («Educational psy­chology»), в 1910 Г. Бух­гольц ос­но­вал пер­вый жур­нал по П. п. Во 2-й пол. 20 в. в П. п. вы­дви­га­ет­ся ряд тео­рий обу­че­ния, ба­зи­рую­щих­ся на прин­ци­пах не­оби­хе­вио­риз­ма (А. Бан­ду­ра, Б. Ф. Скин­нер, Э. Ч. Тол­мен и др.) и ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии (У. Найс­сер, Л. Рез­ник и др.). Сфор­му­ли­ро­ван­ные Л. С. Вы­гот­ским прин­ци­пы куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской пси­хо­ло­гии сти­му­ли­ро­ва­ли раз­ви­тие П. п. в ра­бо­тах рос. учё­ных (А. Н. Ле­он­ть­ев, П. Я. Галь­пе­рин, Д. Б. Эль­ко­нин, Л. И. Бо­жо­вич, В. В. Да­вы­дов, Н. Ф. Та­лы­зи­на), а с кон. 20 в. ев­роп. и амер. учё­ных (Дж. Верч, М. Ко­ул, Х. Да­ни­элс и др.).

Ес­ли на пер­вых эта­пах ста­нов­ле­ния П. п. (кон. 19 – 1-я пол. 20 вв.) в цен­тре вни­ма­ния на­хо­ди­лись пре­им. во­про­сы школь­но­го обу­че­ния (пре­ж­де все­го де­тей в воз­рас­те 6–14 лет) и воз­мож­но­стей его со­вер­шен­ст­во­ва­ния, то со 2-й пол. 20 в. про­ис­хо­дит об­ра­ще­ние учё­ных и прак­ти­ков и к др. воз­рас­тным эта­пам – к осо­бен­но­стям обу­че­ния в ран­нем воз­рас­те (от ро­ж­де­ния до 6 лет), а с кон. 20 в. – к про­бле­мам об­ра­зо­ва­ния взрос­лых. Ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся под­ход, по­лу­чив­ший назв. «обу­че­ние в те­че­ние всей жиз­ни» (Life long learning) (см. так­же Не­пре­рыв­ное об­ра­зо­ва­ние). Воз­рас­та­ет ко­ли­че­ст­во ра­бот (б. ч. при­клад­ных), по­свя­щён­ных воз­мож­но­стям обу­че­ния лю­дей в по­жи­лом и да­же стар­че­ском воз­рас­те, ис­поль­зо­ва­ния при этом разл. ин­фор­ма­ци­он­ных и пси­хо­ло­го-пе­да­го­гич. тех­но­ло­гий.

В совр. П. п. су­ще­ст­вен­но рас­ши­ря­ется круг изу­чае­мых про­блем: на­ря­ду с во­про­са­ми ум­ст­вен­но­го раз­ви­тия де­тей и под­ро­ст­ков, про­бле­ма­ми школь­ной ус­пе­вае­мо­сти, труд­но­стей в обу­че­нии и т. п., на пер­вый план вы­хо­дят за­да­чи оп­ти­ми­за­ции лич­но­ст­но­го и нрав­ст­вен­но­го раз­ви­тия, ста­нов­ле­ния са­мо­соз­на­ния в дет­ском и под­ро­ст­ко­вом воз­рас­те, про­фи­лак­ти­ки воз­ник­но­ве­ния ин­тер­нет-за­ви­си­мо­сти у де­тей и взрос­лых, вос­пи­та­ния то­ле­ран­тно­сти, кор­рек­ции пси­хо­эмо­цио­наль­ных на­ру­ше­ний у де­тей и под­ро­ст­ков. Осо­бый круг про­блем свя­зан с про­ис­хо­дя­щи­ми в Рос­сии ре­фор­ма­ми сред­не­го и выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния: пе­ре­ход на стан­дар­ты вто­ро­го по­ко­ле­ния – для на­чаль­ной и сред­ней шко­лы, на двух­уров­не­вую (ба­ка­лав­ри­ат – ма­ги­ст­ра­ту­ра) сис­те­му – для выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния.

В Рос­сии функ­цио­ни­ру­ет сеть школь­ной пси­хо­ло­гич. служ­бы, со­труд­ни­ки ко­то­рой объ­е­ди­не­ны в Фе­де­ра­цию прак­тич. пси­хо­ло­гов об­ра­зо­ва­ния (2003). Из­да­ют­ся: «Жур­нал прак­ти­че­ско­го пси­хо­ло­га» (1996), «Пси­хо­лог в дет­ском са­ду» (1998) и др. Функ­цио­ни­ру­ют ме­ж­ду­нар. на­уч. ор­га­ни­за­ции в об­лас­ти П. п.: Ме­ж­ду­на­род­ная ас­со­циа­ция школь­ных пси­хо­ло­гов (International school psy­cho­logy association, ISPA, 1972), Ев­роп. ас­со­циа­ция ис­сле­до­ва­те­лей уче­ния и обу­че­ния (European association for rese­arch on learning and instruction, EARLI, 1985). Под­раз­де­ле­ние пси­хо­ло­гии об­ра­зо­ва­ния вхо­дит в со­став Амер. пси­хо­ло­гич. ас­со­циа­ции (1892).

Лит.: Смир­нов С. Д. Пе­да­го­ги­ка и пси­хо­ло­гия выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. 5-е изд. М., 2010; Зим­няя И. А. Пе­да­го­ги­че­ская пси­хо­ло­гия. 3-е изд. М., 2010; Encyclopedia of sciences of learning. N. Y., 2012. Vol. 1–7; Та­лы­зи­на Н. Ф. Пе­да­го­ги­че­ская пси­хо­ло­гия. 9-е изд. М., 2013.

Вернуться к началу