ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, отрасль психологич. науки, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.
П. п. тесно связана с общей психологией, детской, возрастной, дифференциальной психологией, психофизиологией и др. отраслями психологич. знания, при этом на первый план в ней выступают вопросы соотношения психич. развития и обучения. Одновременно П. п. является прикладной наукой, использующей знание психологич. особенностей ребёнка на разных возрастных этапах в целях оптимизации процессов обучения и воспитания (специфика адаптации социальной ребёнка при поступлении в дошкольное учреждение, готовность дошкольника к школьному обучению, оптимизация отношений детей в школьных коллективах, проф. ориентация старшеклассников и др.). Термин «П. п.» предложен П. Ф. Каптеревым в 1874 и используется преим. рос. исследователями. За рубежом чаще употребляются термины «психология образования» («Educational psychology») и «школьная психология» («School psychology»).
До возникновения П. п. как самостоят. дисциплины во 2-й пол. 19 в. мн. представители педагогич. науки (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф. А. Дистервег и др.) подчёркивали необходимость построения процесса обучения и воспитания на основе психологич. знаний о ребёнке. С кон. 19 в. П. п. интенсивно развивается первоначально в рамках педологии, а затем и как самостоят. дисциплина как в Зап. Европе и США (Д. Селли, Э. Мёйман, Дж. Дьюи, Дж. Болдуин, Э. Киркпатрик, Г. С. Холл и др.), так и в России (П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, А. П. Нечаев, Н. П. Румянцев, М. М. Рубинштейн, И. А. Сикорский, Г. И. Челпанов). В 1903 Э. Торндайк опубликовал работу «Педагогическая психология» («Educational psychology»), в 1910 Г. Бухгольц основал первый журнал по П. п. Во 2-й пол. 20 в. в П. п. выдвигается ряд теорий обучения, базирующихся на принципах необихевиоризма (А. Бандура, Б. Ф. Скиннер, Э. Ч. Толмен и др.) и когнитивной психологии (У. Найссер, Л. Резник и др.). Сформулированные Л. С. Выготским принципы культурно-исторической психологии стимулировали развитие П. п. в работах рос. учёных (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина), а с кон. 20 в. европ. и амер. учёных (Дж. Верч, М. Коул, Х. Даниэлс и др.).
Если на первых этапах становления П. п. (кон. 19 – 1-я пол. 20 вв.) в центре внимания находились преим. вопросы школьного обучения (прежде всего детей в возрасте 6–14 лет) и возможностей его совершенствования, то со 2-й пол. 20 в. происходит обращение учёных и практиков и к др. возрастным этапам – к особенностям обучения в раннем возрасте (от рождения до 6 лет), а с кон. 20 в. – к проблемам образования взрослых. Активно развивается подход, получивший назв. «обучение в течение всей жизни» (Life long learning) (см. также Непрерывное образование). Возрастает количество работ (б. ч. прикладных), посвящённых возможностям обучения людей в пожилом и даже старческом возрасте, использования при этом разл. информационных и психолого-педагогич. технологий.
В совр. П. п. существенно расширяется круг изучаемых проблем: наряду с вопросами умственного развития детей и подростков, проблемами школьной успеваемости, трудностей в обучении и т. п., на первый план выходят задачи оптимизации личностного и нравственного развития, становления самосознания в детском и подростковом возрасте, профилактики возникновения интернет-зависимости у детей и взрослых, воспитания толерантности, коррекции психоэмоциональных нарушений у детей и подростков. Особый круг проблем связан с происходящими в России реформами среднего и высшего образования: переход на стандарты второго поколения – для начальной и средней школы, на двухуровневую (бакалавриат – магистратура) систему – для высшего образования.
В России функционирует сеть школьной психологич. службы, сотрудники которой объединены в Федерацию практич. психологов образования (2003). Издаются: «Журнал практического психолога» (1996), «Психолог в детском саду» (1998) и др. Функционируют междунар. науч. организации в области П. п.: Международная ассоциация школьных психологов (International school psychology association, ISPA, 1972), Европ. ассоциация исследователей учения и обучения (European association for research on learning and instruction, EARLI, 1985). Подразделение психологии образования входит в состав Амер. психологич. ассоциации (1892).