О́ТТО
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́ТТО (Otto) Рудольф (25.9.1869, Пайне, ныне земля Нижняя Саксония – 6.3.1937, Марбург), нем. лютеранский богослов и религиовед. Родился в семье фабриканта. В 1888–92 учился в ун-тах Эрлангена, затем Гёттингена, где преподавал в 1898–1914 (экстраординарный проф. с 1906). Проф. в ун-тах Бреслау (1915–17) и Марбурга (1917–29). Совершил многочисл. путешествия в Индию, Африку, страны Ближнего и Дальнего Востока. Философия религии О. (в частности, его понимание религ. опыта) складывалась в русле идей Ф. Якоби («философия чувства и веры»), Я. Фриза и Ф. Шлейермахера («Философия религии И. Канта и Я. Фриза и её применение в теологии» – «Kantisch-Fries’sche Religionsphilosophie und ihre Anwendung auf die Theologie», 1909, и др.). Гл. соч. «Священное. Об иррациональном в идее божественного и его отношении к рациональному» («Das Heilige. Über das Irrationale in der Idee des Göttlichen und sein Verhältnis zum Rationalen», 1917, рус пер. 2008), получившее широкую известность (переведено на десятки языков), определило осн. черты классической феноменологии религии (Г. ван дер Леув, Ф. Хайлер, Й. Вах, Г. Меншинг, М. Элиаде). Священное предстаёт у О. как изначальный первофеномен, определяемый им как «нуминозное» (от лат. numen – божество, нем. das Numinosum – божественное) переживание мистич. потрясения – ужаса и восторга (mysterium tremendum et fascinans) от встречи с «абсолютно иным» (das ganz Andere). Самобытный, внеморальный и иррациональный характер религ. опыта не может быть сведён к к.-л. историческим, психологическим, социологическим и иным аспектам человеческой культуры. С помощью интуитивного «вчувствования» О. на примере с Авраамом из библейской Книги Бытия («Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» – Быт. 18:27) раскрывает в качестве априорной данности присутствующее в нуминозном чувство тварности, удостоверяющее ничтожность и ограниченность любого религ. субъекта по отношению к превосходящему его священному. Важное значение имели труды О. по сравнительному религиоведению, посвящённые, в частности, сопоставлению мистич. опыта индуизма и христианства («Западная и восточная мистика» – «West-östliche Mystik», 1926, и др.). О. принадлежат многочисл. переводы с санскрита инд. религ. текстов, ряд работ по индуизму («Божество и божества ариев» – «Gottheit und Gottheiten der Arier», 1932, о «Бхагавадгите» и др.) и буддизму (первым в Германии писал о дзен). Влияние концепции О. испытали П. Тиллих, К. Г. Юнг, М. Хайдеггер, представители трансперсональной психологии и др.