Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́ТТО

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 694

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




О́ТТО (Otto) Ру­дольф (25.9.1869, Пай­не, ны­не зем­ля Ниж­няя Сак­со­ния – 6.3.1937, Мар­бург), нем. лю­те­ран­ский бо­го­слов и ре­ли­гио­вед. Ро­дил­ся в се­мье фаб­ри­кан­та. В 1888–92 учил­ся в ун-тах Эр­лан­ге­на, за­тем Гёт­тин­ге­на, где пре­по­да­вал в 1898–1914 (экс­т­ра­ор­ди­нар­ный проф. с 1906). Проф. в ун-тах Брес­лау (1915–17) и Мар­бур­га (1917–29). Со­вер­шил мно­го­числ. пу­те­ше­ст­вия в Ин­дию, Аф­ри­ку, стра­ны Ближ­не­го и Даль­не­го Вос­то­ка. Фи­ло­со­фия ре­ли­гии О. (в ча­ст­но­сти, его по­ни­ма­ние ре­лиг. опы­та) скла­ды­ва­лась в рус­ле идей Ф. Яко­би («фи­ло­со­фия чув­ст­ва и ве­ры»), Я. Фри­за и Ф. Шлей­ер­махе­ра («Фи­ло­со­фия ре­ли­гии И. Кан­та и Я. Фри­за и её при­ме­не­ние в тео­ло­гии» – «Kantisch-Fries’sche Re­li­gion­sphi­lo­so­phie und ihre Anwendung auf die Theo­logie», 1909, и др.). Гл. соч. «Свя­щен­ное. Об ир­ра­цио­наль­ном в идее бо­же­ст­вен­но­го и его от­но­ше­нии к ра­цио­наль­но­му» («Das Heilige. Über das Irrationale in der Idee des Göttlichen und sein Verhältnis zum Rationalen», 1917, рус пер. 2008), по­лу­чив­шее ши­ро­кую из­вест­ность (пе­ре­ве­де­но на де­сят­ки язы­ков), оп­ре­де­ли­ло осн. чер­ты клас­си­че­ской фе­но­ме­но­ло­гии ре­ли­гии (Г. ван дер Ле­ув, Ф. Хай­лер, Й. Вах, Г. Мен­шинг, М. Элиа­де). Свя­щен­ное пред­ста­ёт у О. как из­на­чаль­ный пер­во­фе­но­мен, оп­ре­де­ляе­мый им как «ну­ми­ноз­ное» (от лат. numen – бо­же­ст­во, нем. das Numinosum – бо­же­ст­вен­ное) пе­ре­жи­ва­ние мис­тич. по­тря­се­ния – ужа­са и вос­тор­га (mysterium tremendum et fas­cinans) от встре­чи с «аб­со­лют­но иным» (das ganz Andere). Са­мо­быт­ный, вне­мораль­ный и ир­ра­цио­наль­ный ха­рак­тер ре­лиг. опы­та не мо­жет быть све­дён к к.-л. ис­то­ри­че­ским, пси­хо­ло­ги­че­ским, со­цио­ло­ги­че­ским и иным ас­пек­там че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры. С по­мо­щью ин­туи­тив­но­го «вчув­ст­во­ва­ния» О. на при­ме­ре с Ав­раа­мом из биб­лей­ской Кни­ги Бы­тия («Вот, я ре­шил­ся го­во­рить Вла­ды­ке, я, прах и пе­пел» – Быт. 18:27) рас­кры­ва­ет в ка­че­ст­ве ап­ри­ор­ной дан­но­сти при­сут­ст­вую­щее в ну­ми­ноз­ном чув­ст­во твар­но­сти, удо­сто­ве­ряю­щее ни­чтож­ность и ог­ра­ни­чен­ность лю­бо­го ре­лиг. субъ­ек­та по от­но­ше­нию к пре­вос­хо­дя­ще­му его свя­щен­но­му. Важ­ное зна­че­ние име­ли тру­ды О. по срав­ни­тель­но­му ре­ли­гио­ве­де­нию, по­свя­щён­ные, в ча­ст­но­сти, со­по­став­ле­нию мис­тич. опы­та ин­ду­из­ма и хри­стиан­ст­ва («За­пад­ная и вос­точ­ная мис­ти­ка» – «West-östliche Mystik», 1926, и др.). О. при­над­ле­жат мно­го­числ. пе­ре­во­ды с сан­ск­ри­та инд. ре­лиг. тек­стов, ряд ра­бот по ин­ду­из­му («Бо­же­ст­во и бо­же­ст­ва ари­ев» – «Gottheit und Gotthei­ten der Arier», 1932, о «Бха­га­вад­ги­те» и др.) и буд­диз­му (пер­вым в Гер­ма­нии пи­сал о дзен). Влия­ние кон­цеп­ции О. ис­пы­та­ли П. Тил­лих, К. Г. Юнг, М. Хай­дег­гер, пред­ста­ви­те­ли транс­пер­со­наль­ной пси­хо­ло­гии и др.

Соч.: Vischnu-Nārāyana. Jena, 1917; Siddhānta des Rāmānuja. Jena, 1917; Naturalistische und religiöse Weltansicht. 3. Aufl. Tüb., 1929; Die Gnadenreligion Indiens und das Christentum: Vergleich und Unterscheidung. Gotha, 1930; Das Gefühl des Überweltlichen. Sensus Numinis. Münch., 1931. Saarbrücken, 2007; Sünde und Urschuld und andere Aufsätze zur Theologie. Münch., [1931]; Reich Gottes und Menschen­sohn. 3. Aufl. Münch., 1954.

Лит.: Geyser J. Intellekt oder Gemüt? Freiburg im Breisgau, [1921]; Gaede E. Die Lehre von dem Heiligen und der Divination bei R. Otto. [Oschersleben], 1932; Seifert P. Die Religion­s­phi­losophie bei R. Otto. Düsseldorf, 1936; Da­vid­son R. F. R. Otto’s interpretation of religion. Princeton, 1947; Feigel FK. Das Heilige. 2. Aufl. Tüb., 1948; Schütte H.-W. Religion und Christentum in der Theologie R. Ottos. B., 1969; Die Diskussion um das «Heilige» / Hrsg. C. Colpe. Darmstadt, 1977; Melissa R. R. Ot­to and the concept of holiness. Oxf., 1997; За­бия­ко АП. Ка­те­го­рия свя­то­сти. М., 1998; Gooch TA. The numinous and modernity: an interpretation of R. Otto’s philosophy of reli­gion. B.; N. Y., 2000; Пы­ла­ев МА. Фе­но­ме­но­ло­гия ре­ли­гии Р. От­то. М., 2000.

Вернуться к началу