Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОТКРЫ́ТОЕ О́БЩЕСТВО

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 657

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Г. Подвойский

ОТКРЫ́ТОЕ О́БЩЕСТВО, об­щее обо­зна­че­ние со­ци­аль­ных сис­тем, ха­рак­те­ри­зую­щих­ся на­ли­чи­ем и эф­фек­тив­ным функ­цио­ни­ро­ва­ни­ем де­мо­кра­тии, ос­но­ван­но­го на вер­хо­вен­ст­ве за­ко­на пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва, ин­сти­ту­тов гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва, ры­ноч­ной эко­но­ми­ки и т. п. Гос­под­ствую­щий в О. о. по­ли­тич. ре­жим, пред­по­ла­гаю­щий не­на­силь­ст­вен­ную сме­ну вла­сти, про­ти­во­по­став­ля­ет­ся ав­то­ри­та­риз­му и то­та­ли­та­риз­му. По­ня­тия О. о. и про­ти­во­по­лож­но­го ему за­кры­то­го об­ще­ст­ва, впер­вые вве­дён­ные А. Берг­со­ном (прав­да, в иной смы­сло­вой ин­тер­пре­та­ции – «Два ис­точ­ни­ка мо­ра­ли и ре­ли­гии», 1932), ста­ли клю­че­вы­ми в со­ци­аль­но-фи­лос. кон­цеп­ции К. Поп­пе­ра.

Ко­лы­бе­лью О. о. Поп­пер счи­тал Древ­нюю Гре­цию, пре­ж­де все­го де­мо­кра­тич. Афи­ны эпо­хи Пе­рик­ла, про­ти­во­сто­яв­шие оли­гар­хич. Спар­те. В этот пе­ри­од по­лу­ча­ет раз­ви­тие сво­бод­ное мыш­ле­ние, кри­ти­че­ски от­но­ся­щее­ся к сло­жив­шим­ся ус­та­нов­ле­ни­ям и ма­гич. та­бу. О. о. от­ли­ча­ет ра­цио­наль­ная реф­лек­сия, де­са­кра­ли­за­ция лю­бых форм вла­сти, в т. ч. го­су­дар­ст­ва и обы­ча­ев, плю­ра­лизм мне­ний и сво­бо­да вы­ска­зы­ва­ния, ра­вен­ст­во лю­дей пе­ред за­ко­ном, при­мат лич­ной сво­бо­ды над аб­ст­ракт­ным бла­гом кол­лек­ти­ва или го­су­дар­ст­ва, со­про­во­ж­даю­щий­ся вы­сво­бо­ж­де­ни­ем ин­ди­ви­ду­аль­ной ини­циа­ти­вы в разл. сфе­рах че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти.

Для О. о. с его склон­но­стью к ин­но­ва­ци­ям (в про­ти­во­по­лож­ность за­кры­то­му об­ще­ст­ву, ори­ен­ти­ро­ван­но­му гл. обр. на под­дер­жа­ние ста­биль­но­сти) ха­рак­те­рен вы­со­кий уро­вень со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, при­чём стрем­ле­ние боль­шин­ст­ва ин­ди­ви­дов к по­вы­ше­нию собств. ста­ту­са ока­зы­ва­ет­ся ес­теств. ис­точ­ни­ком на­пря­жён­но­сти, меж­лич­но­ст­ных и груп­по­вых кон­флик­тов, ко­то­рые, од­на­ко, осоз­на­ют­ся как про­бле­мы, тре­бую­щие ре­ше­ния, и ста­но­вят­ся пред­ме­том пуб­лич­ных дис­кус­сий и об­ществ. диа­ло­га. Со­вме­ст­ное су­ще­ст­во­ва­ние лю­дей в О. о. ор­га­ни­зу­ет­ся на ра­цио­наль­но-до­го­вор­ных ос­но­ва­ни­ях.

Уто­пич. про­ек­там «иде­аль­но­го об­ще­ст­ва» О. о. про­ти­во­пос­тав­ля­ет ре­фор­мист­скую стра­те­гию «по­этап­ной со­ци­аль­ной ин­же­не­рии», на­це­лен­ной на дос­ти­же­ние кон­крет­ных улуч­ше­ний, ко­то­рые воз­мож­ны в дан­ный мо­мент. Это соз­на­тель­ное про­ек­ти­ро­ва­ние со­ци­аль­ных про­цес­сов, пред­по­ла­гаю­щее сво­бо­ду вы­бо­ра, ис­хо­дит из пред­став­ле­ния о не­пред­ре­шён­но­сти и по­ли­ва­ри­ант­но­сти пу­тей ис­то­рич. раз­ви­тия. Важ­ней­шей пред­по­сыл­кой ра­цио­наль­но­го со­ци­аль­но­го дей­ст­вия К. Поп­пер счи­тал лич­ную мо­раль­ную от­вет­ст­вен­ность че­ло­ве­ка за при­ни­мае­мые ре­ше­ния и их по­след­ст­вия.

Лит.: Поп­пер КР. От­кры­тое об­ще­ст­во и его вра­ги. М., 1992. Т. 1–2; Эво­лю­ци­он­ная эпи­сте­мо­ло­гия и ло­ги­ка со­ци­аль­ных на­ук: К. Поп­пер и его кри­ти­ки. М., 2000.

Вернуться к началу