Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРИЕНТИРО́ВОЧНАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 412

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОРИЕНТИРО́ВОЧНАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ, со­во­куп­ность дей­ст­вий субъ­ек­та, на­прав­лен­ных на об­сле­до­ва­ние и ана­лиз про­блем­ной си­туа­ции и по­сле­дую­щее пла­ни­ро­ва­ние и ре­гу­ля­цию по­ве­де­ния в це­лях ре­ше­ния стоя­щих пе­ред субъ­ек­том за­дач. Тер­мин «О. д.» воз­ник на ос­но­ве тео­рии И. П. Пав­ло­ва, ко­то­рый в ка­че­ст­ве осо­бой фор­мы ак­тив­но­сти ор­га­низ­ма из ря­да реф­лек­сов вы­де­лил ори­енти­ро­воч­ный, ука­зав на его спе­ци­фич. функ­цию (ус­та­нов­ле­ние свя­зи ме­ж­ду сиг­на­лом, ре­ак­ци­ей и под­кре­п­ле­ни­ем) и про­ис­хо­ж­де­ние из реф­лек­са «био­ло­гич. ос­то­рож­но­сти». В от­ли­чие от О. д. жи­вот­ных, О. д. че­ло­ве­ка опи­ра­ет­ся на на­ко­п­лен­ные об­ще­ст­вом зна­ния о пред­ме­тах и спо­со­бах дей­ст­вия с ни­ми и их со­ци­аль­ном зна­че­нии. П. Я. Галь­пе­ри­ным бы­ло вы­дви­ну­то ори­ги­наль­ное ис­тол­ко­ва­ние О. д., ко­то­рую он счи­тал соб­ст­вен­но пред­ме­том пси­хо­ло­гии. Со­глас­но Галь­пе­ри­ну, О. д. не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми функ­ция­ми (от вос­при­ятия до мыш­ле­ния); её разл. фор­мами в раз­ных про­блем­ных си­туа­ци­ях и при раз­ных за­да­чах и сред­ст­вах их ре­ше­ния яв­ля­ют­ся: по­треб­но­сти, на­ме­чаю­щие об­щее на­прав­ле­ние дей­ст­вий на то, че­го субъ­ек­ту не­дос­та­ёт; чув­ст­ва, оп­ре­де­ляю­щие оцен­ку си­туа­ции и её отд. пред­ме­тов; во­ля, реа­ли­зую­щая об­щее на­прав­ле­ние по­ве­де­ния. В рам­ках кон­цеп­ции по­этап­но­го фор­ми­ро­ва­ния ум­ст­вен­ных дей­ст­вий бы­ли вы­де­ле­ны разл. ти­пы ори­ен­ти­ров­ки (при за­дан­ной пол­ной или не­пол­ной сис­те­ме ус­ло­вий вы­пол­не­ния дей­ст­вия и т. п.), в за­ви­си­мо­сти от ко­то­рых из­ме­ня­ет­ся эф­фек­тив­ность и ка­че­ст­во ус­ваи­вае­мых субъ­ек­том зна­ний и уме­ний.

Вернуться к началу