Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОНТОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 215

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Попов

ОНТОЛО́ГИЯ (от греч. ὄν, род. п. ὄντος – су­щее и ...ло­гия), раз­дел фи­ло­со­фии, имею­щий сво­им пред­ме­том про­бле­ма­ти­ку бы­тия как та­ко­во­го. Тер­мин «О.» впер­вые поя­вил­ся в «Фи­ло­соф­ском лек­си­ко­не» Р. Гок­ле­ниу­са (Гер­ма­ния, 1613), нем. фи­ло­соф И. Клау­берг в 1656 упот­ре­бил тер­мин «он­то­со­фия» как рав­но­знач­ный по­ня­тию ме­та­фи­зи­ка. Х. Вольф за­кре­пил упот­реб­ле­ние тер­ми­на «О.» в зна­че­нии «об­щей ме­та­фи­зи­ки», со­от­вет­ст­вую­щей «пер­вой фи­ло­со­фии» Ари­сто­те­ля (О. как «нау­ка о су­щем как та­ко­вом») в от­ли­чие от «спе­ци­аль­ной ме­та­фи­зи­ки», вклю­чаю­щей «об­щую кос­мо­ло­гию», «ра­цио­наль­ную пси­хо­ло­гию» и «ра­цио­наль­ную тео­ло­гию» (или «естественную теологию»).

Пред­при­ня­тая И. Кан­том кри­ти­ка тра­диц. ме­та­фи­зи­ки ис­хо­дит из то­го, что рас­су­док ни­ко­гда не мо­жет вый­ти за пре­де­лы воз­мож­но­го опы­та, «за пре­де­лы чув­ст­вен­но­сти, в ко­то­рой толь­ко и мо­гут быть да­ны нам пред­ме­ты», в си­лу че­го «гор­дое имя он­то­ло­гии, при­тя­заю­щей на то, что­бы да­вать ап­ри­ор­ные син­те­ти­че­ские зна­ния о ве­щах во­об­ще в ви­де сис­те­ма­ти­че­ско­го уче­ния… долж­но быть за­ме­не­но скром­ным име­нем про­стой ана­ли­ти­ки чис­то­го рас­суд­ка» (Кант И. Собр. соч. М., 1994. Т. 3. С. 239). У Г. В.Ф. Ге­ге­ля ме­сто преж­ней О. и ме­та­фи­зи­ки за­ни­ма­ет раз­ра­бо­тан­ная им сис­те­ма «объ­ек­тив­ной ло­ги­ки», в ос­но­ве ко­то­рой ле­жит пе­ре­ос­мыс­лен­ный им прин­цип то­ж­де­ст­ва мыш­ле­ния и бы­тия.

Но­вое об­ра­ще­ние к по­ня­тию О. про­ис­хо­дит на ру­бе­же 19–20 вв., пре­ж­де все­го в раз­ных ва­ри­ан­тах фе­но­ме­но­ло­гии. Э. Гус­серль раз­ли­ча­ет «фор­маль­ную» О. – ап­ри­ор­ное уче­ние о «фор­маль­ных ка­те­го­ри­ях» пред­мет­но­сти во­об­ще, вы­пол­няю­щее функ­цию об­ще­го «нау­ко­уче­ния», и «ре­гио­наль­ные», или «ма­тери­аль­ные», он­то­ло­гии, ис­сле­дую­щие ап­ри­ор­ные ос­но­ва­ния разл. пред­мет­ных сфер бы­тия (при­ро­ды, че­ло­ве­ка, ис­то­рии и т. д.) и об­ра­зую­щие фун­да­мент со­от­вет­ст­вую­щих эм­пи­рич. на­ук, изу­чаю­щих эти сфе­ры (позд­нее Т. Кун ввёл по­ня­тие «дис­ци­п­ли­нар­ных он­то­ло­гий»). Соз­дан­ная Н. Гарт­ма­ном «но­вая», «кри­ти­че­ская» О., от­вер­гаю­щая умо­зри­тель­ные, де­дук­тив­но вы­во­ди­мые сис­те­мы «сущ­ност­ных» оп­ре­де­ле­ний бы­тия, ис­тол­ко­вы­ва­ет­ся им как «ка­те­го­ри­аль­ный ана­лиз» строе­ния ре­аль­но­го ми­ра, вы­ра­ба­ты­вае­мый в про­цес­се эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ния все­го мно­го­об­ра­зия его фе­но­ме­нов.

М. Хай­дег­гер, вве­дя по­ня­тие «он­то­ло­ги­че­ско­го раз­ли­чия» бы­тия и су­ще­го и счи­тая, что вся преж­няя О. за­ни­ма­лась лишь во­про­сом о смыс­ле су­ще­го, по­ла­гал пу­тём к про­яс­не­нию по­став­лен­ной им про­бле­мы смыс­ла («ис­ти­ны») бы­тия ана­лиз ос­нов­ных мо­ду­сов («эк­зи­стен­циа­лов») че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния, на­зван­ный им «фун­да­мен­таль­ной он­то­ло­ги­ей». Ж. П. Сартр оп­ре­де­лил свой гл. труд «Бы­тие и ни­что» («L’être et le néant», 1943) как «опыт фе­но­ме­но­ло­ги­че­ской он­то­ло­гии».

В раз­ви­тии ана­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии пер­во­на­чаль­ная рез­кая кри­ти­ка О. как имею­щей де­ло с «псев­до­проб­ле­ма­ми» (Р. Кар­нап) сме­ни­лась во 2-й пол. 20 в. свое­об­раз­ной её реа­би­ли­та­ци­ей («он­то­ло­ги­че­ский при­ори­тет» ти­пов пред­мет­но­сти в «де­ск­рип­тив­ной ме­та­фи­зи­ке» П. Стро­со­на и др.). Со­глас­но прин­ципу «он­то­ло­ги­че­ской от­но­си­тель­но­сти» У. Ку­ай­на, су­ще­ст­во­ва­ние тех или иных объ­ек­тов по­сту­ли­ру­ет­ся в «эк­зи­стен­ци­аль­ных ут­вер­жде­ни­ях» кон­крет­ной тео­рии, и эти по­сту­ли­руе­мые в рам­ках опре­де­лён­но­го язы­ка «сущ­но­сти» или пред­ме­ты яв­ля­ют­ся его «он­то­ло­ги­че­ски­ми обя­за­тель­ст­ва­ми» (ontological commitment).

Не­омар­кси­ст­ская «кон­крет­ная уто­пия» Э. Бло­ха, фор­му­ли­руе­мая им как «фи­ло­со­фия на­де­ж­ды», по­лу­чи­ла раз­ви­тие в его соч. «Он­то­ло­гия ещё-не-бы­тия» («Ontologie des Noch-Nicht-Seins», 1961). В кру­гу идей мар­ксиз­ма разл. вер­сии О. пред­став­ле­ны в по­смерт­но опуб­ли­ко­ван­ных ра­бо­тах Д. Лу­ка­ча («К он­то­ло­гии об­ще­ст­вен­но­го бы­тия» – «Zur Ontologie des gesellschaftlichen Seins», Bd 1–3, 1971–73, рус. пер. 1991) и М. А. Лиф­ши­ца («Что та­кое клас­си­ка?: он­тог­но­сео­ло­гия, смысл ми­ра, "ис­тин­ная се­ре­ди­на"», 2004).

Лит. см. при ст. Бы­тие.

Вернуться к началу