Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́БЩЕЕ И ЕДИНИ́ЧНОЕ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 554

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Д. Левин

О́БЩЕЕ И ЕДИНИ́ЧНОЕ, в фи­ло­со­фии и ло­ги­ке со­от­но­си­тель­ные по­ня­тия, имею­щие стро­гий смысл для фик­си­ро­ван­но­го клас­са пред­ме­тов: об­щее – при­знак пред­ме­та, сход­ный с при­зна­ком по край­ней ме­ре ещё од­но­го пред­ме­та дан­но­го клас­са; еди­нич­ное – при­знак пред­ме­та, от­лич­ный от при­зна­ков всех пред­ме­тов, вхо­дя­щих в дан­ный класс. Все­об­щим на­зы­ва­ют при­знак, сход­ный с при­зна­ка­ми всех пред­ме­тов клас­са; осо­бен­ным – лю­бой не­все­об­щий при­знак. На­ря­ду с эти­ми дву­мя ди­хо­то­мич. де­ле­ния­ми, ис­поль­зу­ют три­хо­то­мич. де­ле­ние при­зна­ков на еди­нич­ные, осо­бен­ные и все­об­щие; осо­бен­ным в этом слу­чае на­зы­ва­ют при­знак, сход­ный с при­зна­ка­ми од­них и от­лич­ный от при­зна­ков др. пред­ме­тов клас­са, т. е. лю­бой об­щий, но не все­об­щий при­знак. При из­ме­не­нии клас­са пред­ме­тов, на ко­то­ром оп­ре­де­ля­ют­ся по­ня­тия О. и е. («осо­бен­ное» и «все­об­щее»), еди­нич­ный при­знак мо­жет стать об­щим, все­об­щий – осо­бен­ным и т. д.

По­ни­ма­ние об­ще­го при­зна­ка как сход­но­го вос­хо­дит к Ари­сто­те­лю («…об­щее сле­ду­ет вы­во­дить че­рез при­ве­де­ние сход­ных еди­нич­ных слу­ча­ев…» – «То­пи­ка», 108 b); со­глас­но это­му по­ни­ма­нию, об­щих при­зна­ков ров­но столь­ко же, сколь­ко и об­ла­даю­щих ими пред­ме­тов. Аль­тер­на­тив­ным яв­ля­ет­ся пла­то­нов­ское по­ни­ма­ние об­ще­го как то­ж­де­ст­вен­но­го: Пла­тон срав­ни­вал так по­ни­мае­мый об­щий при­знак с па­ру­си­ной, по­кры­ваю­щей не­сколь­ких лю­дей («Пар­ме­нид», 131 b–c). В ре­аль­ной прак­ти­ке по­зна­ния эти две трак­тов­ки об­ще­го при­зна­ка до­пол­ня­ют друг дру­га: тео­ри­ей сход­ст­ва поль­зу­ют­ся в на­блю­де­нии и экс­пе­ри­мен­те, тео­ри­ей то­ж­де­ст­ва – в тео­ре­тич. ис­сле­до­ва­ни­ях.

На еди­нич­ные и об­щие де­лят­ся не толь­ко при­зна­ки, но и пред­ме­ты. Еди­нич­ным на­зы­ва­ют пред­мет, со­стоя­щий толь­ко из еди­нич­ных при­зна­ков; его сле­ду­ет от­ли­чать от кон­крет­но­го (ин­ди­ви­ду­аль­но­го). Об­щим – пред­мет, со­стоя­щий толь­ко из об­щих при­зна­ков. Об об­щих кон­крет­ных пред­ме­тах (до­ме во­об­ще, че­ло­ве­ке во­об­ще) го­во­рят об­щие кон­крет­ные по­ня­тия («дом», «че­ло­век»), об об­щих аб­ст­ракт­ных (ра­вен­ст­ве во­об­ще, бе­лиз­не во­об­ще) – об­щие аб­ст­ракт­ные по­ня­тия («ра­вен­ст­во», «бе­лиз­на»). Во­прос, «как об­щие по­ня­тия мо­гут иметь зна­че­ние, ес­ли мир це­ли­ком со­сто­ит из ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­ме­тов, та­ких, ко­то­рые обо­зна­ча­ют­ся име­на­ми соб­ст­вен­ны­ми» (Б. Рас­сел), со­став­ля­ет смысл тра­диц. про­бле­мы уни­вер­са­лий.

Су­ще­ст­ву­ют об­щие по­ня­тия, об­ла­даю­щие чёт­ко фик­си­ро­ван­ным объ­ё­мом, но не со­дер­жа­щие ин­фор­ма­ции о при­зна­ке, при­су­щем всем эле­мен­там это­го объ­ё­ма и толь­ко им. При­чём та­кие по­ня­тия («с объ­ё­мом, но без со­дер­жа­ния») ино­гда со­став­ля­ют яд­ро нау­ки. Та­ко­во, напр., по­ня­тие «эле­мен­тар­ная час­ти­ца»: фун­дам. при­зна­ка, ко­то­рый был бы при­сущ всем эле­мен­тар­ным час­ти­цам так же, как за­ря­до­вое чис­ло – всем хи­мич. эле­мен­там, до сих пор не об­на­ру­же­но, из­вест­ны лишь их сход­ст­ва по ви­до­вым при­зна­кам. Л. Вит­ген­штейн на­зы­вал та­кие сход­ст­ва «се­мей­ны­ми». Со­глас­но Э. В. Иль­ен­ко­ву, мы не зна­ем об­ще­го для всех эле­мен­тов объ­ё­ма та­ких по­ня­тий при­зна­ка не в си­лу ис­то­рич. ог­ра­ни­чен­но­сти на­ших зна­ний, а по­то­му, что их «дей­ст­ви­тель­но нет» («Диа­лек­ти­че­ская ло­ги­ка». М., 1974. С. 253). Пред­ме­ты объ­е­ди­не­ны в объ­ё­мы та­ких по­ня­тий не от­но­ше­ния­ми сход­ст­ва, а ге­не­тич. свя­зя­ми, по­это­му та­кие по­ня­тия мож­но на­звать «ге­не­ти­че­ски­ми». В от­ли­чие от «клас­си­че­ско­го» об­ще­го по­ня­тия, за­даю­ще­го класс пред­ме­тов, со­став­ляю­щих его объ­ём, ука­за­ни­ем на клас­со­об­ра­зую­щий при­знак, ге­не­тич. по­ня­тие ука­зы­ва­ет спо­соб вы­ве­де­ния всех эле­мен­тов сво­его объ­ё­ма из од­но­го, ис­ход­но­го эле­мен­та. Сам класс при этом рас­смат­ри­ва­ет­ся как род, а ис­ход­ный эле­мент – как «пре­док – ос­но­ва­тель ро­да» (Иль­ен­ков). Та­ко­во, напр., по­ня­тие «чис­ло». «Пред­ком – ос­но­ва­те­лем ро­да» чи­сел яв­ля­ет­ся це­лое по­ло­жи­тель­ное чис­ло, а ге­не­тич. про­це­ду­ра­ми, по­ро­ж­даю­щи­ми все др. чис­ла и род чи­сел в це­лом, – ал­геб­ра­ич. про­це­ду­ры. При этом ге­не­тич. об­щее по­ня­тие вы­пол­ня­ет функ­цию, не­дос­туп­ную «клас­си­че­ско­му»: по­зво­ля­ет вы­во­дить ме­нее об­щее зна­ние из бо­лее об­ще­го, напр. из фор­му­лы, опи­сы­ваю­щей ко­ни­че­ское се­че­ние, – фор­му­лы эл­лип­са, ги­пер­бо­лы и па­ра­бо­лы.

Вернуться к началу