НОМОТЕТИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОМОТЕТИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД (греч. νομοϑεtiϰός – законодательный), генерализирующий метод, понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках для обозначения познавательной стратегии, предполагающей построение теорий как обобщений разного уровня, установление законов, закономерностей и т. п. Термин введён представителями баденской школы неокантианства – В. Виндельбандом и Г. Риккертом, рассматривавшими его в качестве логич. альтернативы индивидуализирующему идиографическому методу. Различая все науки по применяемому в них методу, т. е. «способу образования понятий», они считали, что для большинства естественно-науч. дисциплин и некоторых других, идущих по их пути при анализе разл. аспектов человеческого поведения (социологии, психологии, экономики), приоритетным оказывается Н. м., тогда как для историч. наук, дающих знание об индивидуальном, об уникальных и неповторимых событиях и фактах, – идиографический. С помощью Н. м. выявляются регулярные и повторяющиеся связи и отношения между феноменами, наблюдаемыми в жизни природы и общества (законы, устойчивые причинно-следств. ряды), устанавливаются типические свойства явлений, рассматриваемых как члены того или иного «множества» (общности, класса, группы и т. п.). В реальной исследовательской практике социальных и гуманитарных наук интерес к индивидуальным конфигурациям событий всегда так или иначе сочетался с попытками построения абстрактных теоретич. моделей, как, напр., в трудах М. Вебера и идущей от него традиции (см. Неовеберианство, Историческая социология). На протяжении 19–20 вв. номотетич. подход оставался доминирующим в методологии социальных и поведенческих наук, исходившей из возможности построения «подлинно научной» социальной теории по образцу естествознания, хотя упрощённые его формы (натурализм, редукционизм) подвергались постоянной критике. Кроме того, отмечалось, что т. н. законы истории, описывающие конкретные векторы социальной динамики, законами в точном логич. смысле считаться не могут: в них тенденции возводятся в ранг законов, и тем самым частное необоснованно выдаётся за общее, а локальное – за универсальное. Большое значение также имело осознание вероятностно-статистич. характера ряда исследуемых социальных явлений и процессов (общественного мнения, массового стихийного поведения и т. п.).