Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИКОМА́Х

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 23

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев, С. Н. Лебедев

НИКОМА́Х (Νιϰόμαχος, Nicomachus) из Ге­ра­сы (ны­не Джа­раш в Иор­да­нии) (1-я пол. 2 в.), др.-греч. фи­ло­соф, ма­тема­тик и тео­ре­тик му­зы­ки, пред­ста­ви­тель не­опи­фа­го­ре­из­ма и сред­не­го пла­то­низ­ма. Ав­тор чрез­вы­чай­но по­пу­ляр­но­го в эпо­ху позд­ней ан­тич­но­сти «Вве­де­ния в ариф­ме­ти­ку» – о пи­фа­го­рей­ской тео­рии чи­сел; оно бы­ло пе­ре­ве­де­но на лат. яз. уже Апу­ле­ем во 2 в. и ока­за­ло зна­чит. влия­ние на школь­ную тра­ди­цию ср.-век. За­па­да. Его ис­поль­зо­вал в сво­их «Ос­но­вах ариф­ме­ти­ки» Бо­эций и ком­мен­ти­ро­ва­ли Ямв­лих, Аск­ле­пий из Трал­ла и Иоанн Фи­ло­пон; со­хра­нил­ся так­же араб. пе­ре­вод. Вто­рой со­хра­нив­ший­ся трак­тат Н. – «Ру­ко­вод­ст­во по гар­мо­ни­ке». К ут­ра­чен­ным со­чи­не­ни­ям от­но­сят­ся «Бо­го­слов­ские во­про­сы (тео­логу́мены) ариф­ме­ти­ки», по­свя­щён­ные пи­фа­го­рей­ской сим­во­ли­че­ской ну­ме­ро­ло­гии, и «Вве­де­ние в гео­мет­рию». В ме­та­фи­зи­ке Н., как и др. не­опи­фа­го­рей­цы его вре­ме­ни, вы­дви­гал на пер­вый план пи­фа­го­рей­ско-пла­то­нов­ское уче­ние о двух выс­ших на­ча­лах бы­тия: Еди­ном (прин­цип един­ст­ва и то­ж­де­ст­ва) и Не­оп­ре­де­лён­ной Двои­це (прин­цип не­ра­вен­ст­ва и из­мен­чи­во­сти); пла­то­нов­ские идеи он по­ни­мал как мыс­ли, пред­су­ще­ст­вую­щие в уме де­ми­ур­га до тво­ре­ния, и ото­жде­ст­в­лял их с иде­аль­ны­ми чис­ла­ми. В эти­ке Н. пред­ло­жил пи­фа­го­рей­скую ин­тер­пре­та­цию ари­сто­те­лев­ско­го уче­ния о доб­ро­де­те­ли как о зо­ло­той се­ре­ди­не ме­ж­ду из­быт­ком и не­дос­тат­ком, по­ни­мая се­ре­ди­ну как со­вер­шен­ное чис­ло.

В «Ру­ко­во­дстве по гар­мо­ни­ке», на­пи­сан­ном в эпи­сто­ляр­ном жан­ре, Н. свое­об­раз­но из­ла­га­ет кон­цеп­цию гар­мо­нии сфер (гл. 3; при­вяз­ка све­тил к стру­нам ки­фа­ры не име­ет про­то­ти­пов в со­хра­нив­ших­ся бо­лее древ­них тек­стах), пе­ре­да­ёт (впер­вые в со­хра­нив­ших­ся ис­то­рич. сви­де­тель­ст­вах) ле­ген­ду об изо­бре­те­нии осн. кон­со­нан­сов Пи­фа­го­ром (гл. 6), в ря­де слу­ча­ев от­сту­па­ет от пла­то­нов­ско-пи­фа­го­рей­ско­го ме­то­да. Так, Н. в рас­чё­те ха­рак­тер­ных ин­тер­ва­лов хро­ма­тич. и энар­мо­нич. ро­дов интервальных сис­тем – не­со­став­но­го три­по­лу­то­на (в позд­ней­шей тер­ми­но­ло­гии «ма­лой тер­ции») в хро­ма­ти­ке и (мик­ро­ин­тер­ва­ла) дие­сы в энар­мо­ни­ке – пред­ла­га­ет не­при­ем­ле­мые для пи­фа­го­рей­цев «му­зы­каль­ные» рас­чё­ты (напр., «чет­вер­ти­тон – это по­ло­ви­на по­лу­то­на; два чет­вер­ти­то­на в сум­ме да­ют по­лу­тон») и т. д.

Изд.: Introductionis arithmeticae Libri II / Ed. R. Hoche. Lipsiae, 1866; Musici scriptores graeci / Ed. C. Janus. Lipsiae, 1895; Lamblichi Theologoumena Arithmeticae / Ed. V. de Fal­co. Lpz., 1922; Ру­ко­во­дство по гар­мо­ни­ке // ΣΧΟΛΗ. 2008. Т. 2. Вып. 1; Введе­ние в ариф­ме­ти­ку / Пре­дисл. и пер. А. И. Щет­ни­ко­ва // Там же. 2009. Т. 3. Вып. 1.

Лит.: Bower C. M. Boethius and Nicomachus: an essay concerning the sources of the «De institutione musica» // Vivarium. 1978. Vol. 16. P. 1–45; Heath Th. History of Greek mathematics. N. Y., 1981. Vol. 1; Mansfeld J. Prolegomena mathematica: from Apollonius of Perga to late neoplatonism. Leiden; Boston, 1998; Mathiesen T. Apollo’s lyre. Greek music and music theory in Antiquity and the Middle Ages. Lincoln; L., 1999; Адо И. Сво­бод­ные ис­кус­ст­ва и фи­ло­со­фия в ан­тич­ной мыс­ли. М., 2002; Дил­лон Дж. Сред­ние пла­то­ни­ки 80 г. до н. э. – 220 г. н. э. СПб., 2002; Ле­бе­дев С. Н. Ни­ко­мах и Бо­эций. К про­бле­ме ре­цеп­ции ан­тич­ной нау­ки в квад­ри­вии Бо­эция // Ста­рин­ная му­зы­ка. 2011. № 1/2. См. так­же лит. при стать­ях Не­опи­фа­го­ре­изм и Сред­ний пла­то­низм.

Вернуться к началу