Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАКРУА́

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 623

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. С. Вдовина

ЛАКРУА́ (Lacroix) Жан (23.12.1900, Ли­он – 27.6.1986, там же), франц. фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель пер­со­на­лиз­ма. Учил­ся в ка­то­лич. ун-те в Лио­не, за­тем в Сор­бон­не. Пре­по­да­вал в ли­це­ях Ди­жо­на и Лио­на (1937–68). В 1932 совм. с Э. Му­нье ос­но­вал ж. «Esprit», в ко­то­ром пуб­ли­ко­вал свои мно­го­числ. ста­тьи, по­свя­щён­ные про­бле­мам лич­но­сти, ро­ли пра­ва и де­мо­кра­тии, со­циа­лиз­ма и анар­хиз­ма, мес­та хри­сти­ан в совр. ми­ре и др. С 1945 ру­ко­во­ди­тель фи­лос. се­рии «Pres­ses Uni­versitaires de France».

Рас­смат­ри­вая пер­со­на­лизм не как отд. фи­лос. те­че­ние, но как фун­дам. про­ект че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры, Л. ви­дел путь к по­строе­нию це­ло­ст­но­го пер­со­на­ли­ст­ско­го уче­ния о че­ло­ве­че­ской лич­но­сти в ус­вое­нии и пе­ре­ра­бот­ке кон­цеп­ций эк­зи­стен­циа­лиз­ма с его вни­ма­ни­ем к внутр. ми­ру че­ло­ве­ка и мар­ксиз­ма, об­ра­щён­но­го к «внеш­не­му ми­ру» че­ло­ве­ка в его обу­слов­лен­но­сти со­ци­аль­но-эко­но­мич., по­ли­ти­че­ски­ми и т. п. ус­ло­вия­ми. Ос­но­ву лич­но­сти, со­глас­но Л., со­став­ля­ет са­мо­пре­одо­ле­ние, «транс­цен­ди­ро­ва­ние», осу­ще­ст­в­ляе­мое в её от­но­ше­нии к ми­ру (че­рез труд как од­но­вре­мен­ный про­цесс пре­об­ра­зо­ва­ния ми­ра и «са­мо­со­зи­да­ния» че­ло­ве­ка), к др. лю­дям (че­рез об­ще­ние – диа­лог и лю­бовь, на­прав­лен­ную на лич­ность дру­го­го в её уни­каль­но­сти), к Бо­гу (в мо­лит­ве как сво­его ро­да экс­та­ти­че­ском вы­хо­де че­ло­ве­ка за свои пре­де­лы). Важ­ней­ши­ми ас­пек­та­ми нрав­ст­вен­ной жиз­ни Л. счи­тал ми­ло­сер­дие и ве­ли­ко­ду­шие. Но ес­ли ис­точ­ни­ком ве­ли­ко­ду­шия, ко­то­рое все­гда ин­ди­ви­ду­аль­но, пред­ста­ёт кон­крет­ный че­ло­век, то ис­точ­ник ми­ло­сер­дия, в ко­то­ром Л. ви­дел уни­вер­саль­ную кос­мич. си­лу, со­зи­даю­щую общ­ность лю­дей, – это Бог, а ин­ст­ру­мен­том этой по­да­вае­мой Им бла­го­да­ти, её по­сред­ни­ком в зем­ных де­лах яв­ля­ет­ся спра­вед­ли­вость. Раз­де­ляя мысль Э. Му­нье о не­об­хо­ди­мо­сти ра­ди­каль­но­го из­ме­не­ния жиз­ни лю­дей, Л. ак­цен­ти­ро­вал важ­ность ду­хов­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния, в ко­неч­ном ито­ге – ре­лиг. об­ра­ще­ния, тре­бую­ще­го пе­ре­ори­ен­та­ции че­ло­ве­ка на транс­цен­дент­ные це­ли – ис­ти­ну, бла­го, кра­со­ту.

Соч.: Itinéraire Spirituel. P., 1937; Personne et amour. P., 1956; Le sens de l’athéisme mo­derne. P., 1958; M. Blondel. P., 1963; La so­ciologie d’A. Comte. 3 éd. P., 1967; Spinoza et le prob­léme du salut. P., 1970; Marxisme, existen­ti­alisme, personnalisme. 7 éd. P., 1971; Le per­son­nalisme comme anti­idéologie. P., 1972; Le désir et les désirs. P., 1975; Philosophie de la cul­pabilité. P., 1977; Kant et le kantisme. 10 éd. P., 1993; Из­бран­ное: Пер­со­на­лизм / Вступ. ст. И. С. Вдо­ви­ной. М., 2004.

Вернуться к началу