ЖЕРСО́Н
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЖЕРСО́Н (Gerson) Жан (Жан Ле Шарлье де Жерсон, Иоанн Герсон; Jean Le Charlier de Gerson, Johannes Gerson[ius]) (14.12.1363, Жерсон-ле-Барби, Шампань – 12.7.1429, Лион), франц. богослов, церковный деятель, проповедник и педагог. Поч. прозвище Доктор наихристианнейший (doctor christianissimus). Учился с 1377 в Наваррской коллегии при Парижском ун-те; в 1381 окончил ф-т искусств. С кон. 1380-х гг. читал курс по «Сентенциям» Петра Ломбардского в Парижском ун-те; в 1395 наследовал своему учителю и другу Петру д’Айи в должности канцлера ун-та. В 1397–1401 во время пребывания в Брюгге разрабатывал план кардинальной реформы университетского образования, преодоления оторванности схоластич. школьного богословия от живого религ. опыта. Один из лидеров Cоборного движения, Ж. активно участвовал в преодолении Великой схизмы, в 1415–1418 был одним из ведущих деятелей Констанцского собора. В своих экклезиологич. сочинениях этого периода («О единстве Церкви» – «De unitate Ecclesiae», 1409; «О праве Церкви смещать папу» – «De auferibilitate papae ab Ecclesia», 1409; «О церковной власти и об источнике права» – «De potestate ecclesiastica et origine juris», 1417) утверждал верховенство соборов над папой как гарантию единства Церкви. С 1419 в целестинском монастыре в Лионе, где написал работу, благословляющую миссию Жанны д’Арк, а также педагогич. трактат «О необходимости приведения детей ко Христу».
Стремление Ж. к духовному возрождению христианского общества, обновлению и углублению религ. жизни лежит в основе его педагогич. работ и многочисл. сочинений, посвящённых «мистическому богословию» («De mystica theologia speculativa», 1402–03; «De theologia mystica speculativa et practica», 1407, и др.), созерцательной практике медитации – постоянного личного общения с Богом, ведущего к преображению души (сочинения о «просвещении», «опрощении», «совершенстве» сердца и т. п.). Исходя из того, что интеллектуальные и эмоционально-волевые (аффективные) способности человека, постижение и влечение всегда взаимосвязаны и проявляют себя (в т. ч. и в акте веры) в едином нераздельном действии, Ж. стремился к синтезу умозрительного и мистич. богословия, с недоверием относясь к экзальтированному мистицизму, оторванному от прочного догматич. основания и церковного предания (в этой связи он предлагал официально осудить видения св. Биргитты). Личность и труды Ж. получили широкую известность, между 1483 и 1521 вышло 9 полных собраний его сочинений. Влияние Ж. испытали как представители «нового благочестия» (devotio moderna) и отчасти М. Лютер, так и деятели католич. Контрреформации.