Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРА́МШИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 619-620

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Земляной
А. Грамши.

ГРА́МШИ (Gramsci) Ан­то­нио (23.1.1891, Алес, о. Сар­ди­ния – 27.4.1937, Рим), итал. по­ли­тич. дея­тель, фи­ло­соф. В 1911–1914 учил­ся в Ту­рин­ском ун-те. В 1913 всту­пил в Италь­ян­скую со­циа­ли­сти­ческую пар­тию (ИСП), примк­нув к её ле­во­му кры­лу; в авг. 1917 из­бран сек­ре­та­рём её Ту­рин­ской сек­ции. В 1919–20 ру­ко­во­дил ос­но­ван­ным при его уча­стии еже­не­дель­ни­ком «L’Ordine Nuovo», где аги­ти­ро­вал за соз­да­ние фаб­рич­но-за­вод­ских со­ве­тов, ко­торые счи­тал ор­га­ном са­мо­управ­ле­ния ра­бо­чих, и высту­пал за со­юз пром. про­ле­та­риа­та Се­ве­ра с кре­сть­я­на­ми Юга Ита­лии. Сло­жив­шая­ся во­круг «L’Ordine Nuovo» груп­па еди­но­мыш­лен­ни­ков Г. по­сле рас­ко­ла ИСП на съез­де в Ли­вор­но (янв. 1921) кон­сти­туи­ро­ва­лась как Италь­ян­ская ком­му­ни­сти­че­ская пар­тия (ИКП); Г. был из­бран чле­ном её ЦК. В 1922–23 в Мо­ск­ве в ка­че­ст­ве пред­ста­ви­те­ля ИКП при Ис­пол­ко­ме Ком­му­ни­стич. ин­тер­на­цио­на­ла; уча­ст­во­вал в 4-м кон­грес­се Ко­мин­тер­на (1922); вмес­те с П. Толь­ят­ти из­бран ру­ко­во­ди­те­лем ИКП (1923). По­сле из­бра­ния в апр. 1924 де­пу­та­том итал. пар­ла­мен­та вер­нул­ся в Ита­лию. В 1924 по его ини­циа­ти­ве на­ча­ла вы­хо­дить еже­днев­ная га­зе­та ИКП «L’Unità». В 1926 аре­сто­ван и со­слан на о. Ус­ти­ка, в 1928 при­го­во­рён Осо­бым три­бу­на­лом к 20 го­дам тю­рем­но­го за­клю­че­ния (в даль­ней­шем срок был со­кра­щён по ам­ни­стии). Скон­чал­ся в кли­ни­ке в Ри­ме че­рез неск. дней по­сле ос­во­бо­ж­де­ния.

В глав­ном тру­де – «Тю­рем­ных тет­радях», соз­дан­ных в 1929–35 в за­клю­че­нии (опубл. в 1948–51) и на­пи­сан­ных ино­ска­за­тель­ным язы­ком (мар­ксизм как «фи­ло­со­фия прак­ти­ки» и т. п.), Г. в по­ле­ми­ке с фа­та­ли­стич. эко­но­мич. де­тер­ми­низ­мом (К. Ка­ут­ский, Н. И. Бу­ха­рин) ак­цен­ти­ро­вал гро­мад­ную роль соз­да­вае­мой ин­тел­ли­ген­ци­ей идео­ло­гии, сис­те­мы «над­стро­ек» (от ра­цио­на­ли­зи­ров. ми­ро­воз­зре­ний до не­осоз­нан­ных сте­рео­ти­пов по­все­днев­но­го мыш­ле­ния и по­ве­де­ния) в ус­та­нов­ле­нии, под­дер­жа­нии и раз­ру­ше­нии «ге­ге­мо­нии» пра­вя­ще­го клас­са. Власть по­след­не­го дер­жит­ся не толь­ко на при­ну­ж­де­нии, но и на со­гла­сии под­чи­нён­ных групп и клас­сов с его до­ми­ни­рую­щей ро­лью. Раз­мыш­ляя о спе­ци­фи­ке ком­му­ни­стич. ре­во­лю­ции на За­па­де в от­ли­чие от Рос­сии, Г. ви­дел её в «пе­ре­хо­де от ма­нёв­рен­ной вой­ны (и от фрон­таль­ной ата­ки)», т. е. боль­ше­ви­ст­ской ли­нии на на­силь­ст­вен­ный гос. пе­ре­во­рот, к «по­зи­ци­он­ной вой­не», це­лью ко­то­рой долж­на стать «не­слы­хан­ная кон­цен­тра­ция ге­ге­мо­нии» в гражд. об­ще­ст­ве, пред­по­ла­гаю­щая пре­ж­де все­го «ду­хов­ное и мо­раль­ное ру­ко­во­дство» со сто­ро­ны ре­во­люц. клас­са «род­ст­вен­ны­ми или со­юз­ны­ми» клас­са­ми и со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми. Та­кое ру­ко­во­дство дос­ти­га­ет­ся по­сред­ст­вом рас­про­стра­не­ния в об­ще­ст­ве но­во­го об­раза мыс­ли и сти­ля жиз­ни, эти­ки и куль­ту­ры, аль­тер­на­тив­ных гос­под­ствую­щей идео­ло­гии и слу­жа­щих фор­ми­ро­ва­нию но­во­го че­ло­ве­ка. Ин­тел­ли­ген­ция спо­соб­на осу­ще­ст­вить та­кую «ин­тел­лек­ту­аль­но-мо­раль­ную ре­фор­му» об­ще­ст­ва, лишь бу­ду­чи ор­га­ни­зо­ва­на по­ли­тич. пар­ти­ей клас­са, претен­дую­ще­го на ге­ге­мо­нию (по­ня­тие «го­су­дарь» из од­но­им. ра­бо­ты Н. Ма­киа­вел­ли Г. пред­ла­гал пе­ре­вес­ти на совре­мен­ный по­ли­тич. язык как «по­ли­ти­че­ская пар­тия»).

Идеи Г. по­лу­чи­ли мно­го­об­раз­ное раз­ви­тие в не­омар­ксиз­ме и др. на­прав­ле­ни­ях об­ществ. мыс­ли 2-й пол. 20 в. В цен­тре вни­ма­ния совр. по­ли­то­ло­гии ока­зал­ся опи­сан­ный Г. но­вый спо­соб функ­цио­ни­ро­ва­ния вла­сти, осу­ще­ст­в­ляю­щей управ­ле­ние мас­со­вым соз­на­ни­ем и по­ве­де­ни­ем лю­дей с по­мо­щью мно­го­об­раз­ных ин­сти­ту­тов гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва – по­ли­тич. пар­тий, об­ществ., куль­тур­ных, ре­лиг., проф. ор­га­ни­за­ций и средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, не вклю­чён­ных пря­мо в ап­па­рат гос. вла­сти. Пред­по­сыл­кой это­го яв­ля­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние «ор­га­ни­че­ской ин­тел­ли­ген­ции» гос­под­ствую­ще­го клас­са (ме­нед­же­ров, со­ци­аль­ных тех­но­ло­гов, ин­же­не­ров «ин­ду­ст­рии куль­ту­ры» и т. п.), вы­тес­няю­щей тра­диц. «сво­бод­ную» ин­тел­ли­ген­цию. С 1989 су­ще­ст­ву­ет Ме­ж­ду­нар. об-во Грам­ши.

Соч.: Opere. Torino, 1947–1971. Vol. 1–12; Избр. про­изв.: В 3 т. М., 1957–1959; Qua­der­ni del carcere. Torino, 1975. Vol. 1–4; Избр. про­изв. М., 1980; Ис­кус­ст­во и по­ли­ти­ка. М., 1991. Т. 1–2; Тю­рем­ные тет­ра­ди: В 3 ч. М., 1991. Ч. 1.

Лит.: Texier J. Gramsci et la philosophie du marxisme. P., 1967; Buci-Glucksmann C. Gram­sci et l’Etat. P., 1975; Bobbio N. Gramsci e la concezione della società civile. Mil., 1976; Гри­горь­е­ва И. В. Ис­то­ри­че­ские взгля­ды А. Грам­ши. М., 1978; Adamson W. L. Hegemony and revolution: a study of A. Gramsci’s political and cultural theory. Berk., 1980; Bergami G. Gram­sci communista critico. Mil., 1981; Boggs C. The two revolutions: A. Gramsci and the dilemmas of Western Marxism. Boston, 1984; Fi­nocchiaro MA. Gramsci critico e la critica. Roma, 1988; Му­шин­ский ВО. А. Грам­ши: уче­ние о ге­ге­мо­нии. М., 1990; Грец­кий МН. А. Грам­ши – по­ли­тик и фи­ло­соф. М., 1991; Hobsbawm E. Gramsci in Europa e in America. Roma, 1995; Images of Gramsci: connections and contentions in political theory and international relations. L., 2006; А. Грам­ши. Био­биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. М., 1981; Biblio­grafia gramsciana. Torino, 1991.

Вернуться к началу