Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕШТА́ЛЬТ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 48

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. М. Величковский

ГЕШТА́ЛЬТ (нем. Gestalt – фи­гу­ра, фор­ма, об­раз), не­сво­ди­мое к сво­им час­тям це­лое или впе­чат­ле­ние це­ло­го. Хо­тя осо­бое «ка­че­ст­во це­ло­ст­но­сти» не­од­но­крат­но от­ме­ча­лось в ис­то­рии фи­ло­со­фии, под­роб­ная ха­рак­те­ри­сти­ка «ка­честв ге­шталь­та» (нем. Gestaltqualitaeten) бы­ла  впер­вые да­на в ра­бо­тах уче­ни­ка Ф. Брен­та­но – австр. фи­ло­со­фа Х. фон Эрен­фель­са (1890). На при­ме­ре вос­при­ятия ме­ло­дии Эрен­фельс по­ка­зал, что це­ло­ст­ные ка­че­ст­ва ме­ло­ди­че­ско­го со­зву­чия и рит­ма в му­зы­ке об­ла­да­ют не­со­пос­та­ви­мо бо­лее бо­га­тым со­дер­жа­ни­ем, чем сум­ма отд. зву­ков, ле­жа­щих в ос­но­ве со­зву­чия или рит­ма. Це­лое мо­жет со­хра­нять­ся при из­ме­не­нии всех ком­по­нен­тов (од­на и та же ме­ло­дия мо­жет быть про­иг­ра­на в раз­ных то­наль­но­стях) и, на­обо­рот, те­рять­ся при со­хра­не­нии час­тей не­из­мен­ны­ми (ме­ло­дия, про­иг­ран­ная «за­дом на­пе­рёд»). Изу­че­ние Г. как еди­ниц ана­ли­за соз­на­ния, пер­вич­ных по от­но­ше­нию к сво­им ком­по­нен­там и оп­ре­де­ляю­щим их свой­ст­ва, ста­ло центр. за­да­чей геш­тальт­пси­хо­ло­гии. По­ня­тие «Г.» упот­реб­ля­ет­ся в от­но­ше­нии не толь­ко пси­хич., но так­же фи­зич., фи­зио­ло­гич., со­ци­аль­ных яв­ле­ний.

Вернуться к началу