Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́НРИХ ГЕ́НТСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 572

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Шишков

ГЕ́НРИХ ГЕ́НТСКИЙ (Henricus de Ganda­vo; Hendrik van Gent, Henri de Gand) (ок. 1217, Гент – 29.6.1293, Тур­не), флам. бо­го­слов и фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель ав­гу­сти­ни­ан­ст­ва. Поч. ти­тул «об­ще­при­знан­ный док­тор» (doctor solemnis). Ма­гистр тео­ло­гии Па­риж­ско­го ун-та (1276–92); ар­хи­диа­кон Брюг­ге (с 1276) и Тур­не (1278–79). Гл. ра­бо­ты: «Тео­ло­ги­че­ская сум­ма» («Summa theologica», или «Summa quaestionum ordinarium»), «Тео­ло­ги­че­ские квод­ли­бе­ты» («Quodli­beta theologica»).

Ис­хо­дя из идеи су­ще­го (бы­тия, ens), вклю­чаю­ще­го в се­бя как во­об­ра­жае­мое су­щее (res secundum opinionem), так и ис­тин­но су­щее (res secundum verita­tem), су­ще­ст­вую­щее или мо­гу­щее су­ще­ст­во­вать в ре­аль­но­сти, Г. Г. счи­тал, что ис­тин­но су­щее (как дей­ст­ви­тель­ное, так и воз­мож­ное) от­ли­ча­ет­ся от во­об­ра­жае­мо­го су­ще­го об­ла­да­ни­ем сущ­но­ст­ным бы­ти­ем (esse essentiae), дей­ст­ви­тель­ное же су­щее от­ли­ча­ет­ся от лишь воз­мож­но­го об­ла­да­ни­ем эк­зи­стен­ци­аль­ным бы­ти­ем (esse existentiae actualis). Од­на­ко раз­ли­чие ме­ж­ду эти­ми ви­да­ми бы­тия (т. е. ме­ж­ду сущ­но­стью и су­ще­ст­во­ва­ни­ем) не яв­ля­ет­ся ре­аль­ным, как счи­та­ли Фо­ма Ак­вин­ский и его по­сле­до­ва­те­ли, но име­ет толь­ко ин­тен­цио­наль­ный ха­рак­тер: оно оп­ре­де­ля­ет­ся разл. от­но­ше­ни­ем ве­щей к Бо­же­ст­вен­но­му ра­зу­му как их фор­маль­ной при­чи­не (Бог из­на­чаль­но зна­ет сущ­ность всех ве­щей) и к Бо­же­ст­вен­ной во­ле как их про­из­во­дя­щей пер­во­при­чи­не. Г. Г. по­ла­га­ет на­ли­чие в че­ло­ве­ке двух суб­стан­ци­аль­ных форм: ра­зум­ной ду­ши и фор­мы че­ло­ве­че­ской те­лес­нос­ти (forma corporeitatis). Сво­бод­ная во­ля че­ло­ве­ка име­ет при­ори­тет пе­ред его ра­зу­мом и мо­жет пре­неб­ре­гать его ре­ко­мен­да­ция­ми: пред­ла­гае­мый ра­зу­мом объ­ект есть лишь обя­за­тель­ное ус­ло­вие во­ле­во­го ак­та, но не его при­чи­на.

Соч.: Opera omnia. Leuven, 1979.

Лит.: Paulus J. Henri de Gand: Essai sur les tendances de sa métaphysique. P., 1938; Nys Th. De Werking van het menselijk verstand volgens Hendrik van Gent. Leuven, 1949; Bettoni E. Il processo astrattivo nella concezione di Enrico di Gand. Mil., 1954.

Вернуться к началу