Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАНГЕ́ША

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 374-375

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. К. Шохин

ГАНГЕ́ША (Ган­ге­ша Упад­хь­яя), инд. фи­ло­соф, ло­гик, ос­но­ва­тель шко­лы на­вья-ньяя (но­вая ньяя). Ро­дил­ся близ Дарб­хан­ги, сто­ли­цы сев.-инд. гос-ва Мит­хи­ла (ныне Тир­хут). Вре­мя его наи­бо­лее ак­тив­ной дея­тель­но­сти – 1-я пол. 14 в. Осн. соч. – «Тат­тва­чин­та­ма­ни» («Дра­го­цен­ная мысль об ис­ти­не») – трак­тат в че­ты­рёх раз­де­лах, ка­ж­дый из ко­то­рых по­свя­щён од­но­му из че­ты­рёх при­зна­вае­мых в ньяе ис­точ­ни­ков зна­ния (пра­ман): вос­при­ятию (прать­як­ша), вклю­чаю­ще­му и то, что мож­но на­звать ин­тел­лек­ту­аль­ной ин­туи­ци­ей; умо­за­клю­че­нию (ану­ма­на) – де­дук­ции в сил­ло­ги­стич. и др. фор­мах ло­гич. сле­до­ва­ния; срав­не­нию (упа­ма­на) и ав­то­ри­тет­но­му сло­вес­но­му сви­де­тель­ст­ву (шаб­да). Важ­ней­шим яв­ля­ет­ся 2-й раз­дел, в ко­то­ром об­су­ж­да­ет­ся вьяп­ти (букв. – про­ник­но­ве­ние) – ме­ха­низм ло­гич. вы­ве­де­ния: на ка­ком ос­но­ва­нии мы кон­ста­ти­ру­ем, что на­ли­чие на хол­ме ды­ма «обес­пе­чи­ва­ет» на­ли­чие там и ог­ня? Оп­ро­верг­нув 21 кон­цеп­цию вьяп­ти, Г. да­ёт собств. оп­ре­де­ле­ние: «Вьяп­ти есть общ­ность мес­та двух тер­ми­нов умо­зак­лю­че­ния». По­ло­жи­тель­ное об­щее су­ж­де­ние: «Вез­де, где есть дым, есть и огонь» пре­об­ра­зу­ет­ся вна­ча­ле в эк­ви­ва­лент­ное от­ри­ца­тель­ное: «Ни­ка­кой слу­чай ды­ма не встре­ча­ет­ся в мес­те, ко­то­рое не есть ме­сто ог­ня», а за­тем в су­ж­де­ние ти­па: «По­сто­ян­ное от­сут­ст­вие, про­ти­во­по­лож­ность ко­то­ро­го ог­ра­ни­че­на дым­но­стью, в мес­те по­сто­ян­но­го от­сут­ст­вия, про­ти­во­по­лож­ность ко­то­ро­го ог­ра­ни­че­на ог­нен­но­стью».

Кри­тич. и сис­те­ма­тич. ис­сле­до­ва­ние Г. по­ло­жи­ло на­ча­ло но­во­му, де­дук­тив­но­му эта­пу инд. ло­ги­ки. Сре­ди др. дос­ти­же­ний Г. – но­вый уро­вень ра­бо­ты с аб­ст­рак­ция­ми, пе­ре­ос­мыс­ле­ние кон­цеп­ции не­бы­тия, ис­поль­зо­ва­ние сим­во­ли­че­ско­го (хо­тя и не ис­кус­ст­вен­но­го) язы­ка.

Др. со­чи­не­ния Г. – «Лак­ша­на­манд­жа­ри» («Гир­лян­да оп­ре­де­ле­ний») и «Лак­ша­на­тат­тва» («Ис­ти­на оп­ре­де­ле­ний»). Боль­шин­ст­во со­чи­не­ний по­сле­дую­щей на­вья-ньяи – это ком­мен­та­рии к «Татт­ва­чин­та­ма­ни», сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных ком­мен­та­то­ров – Раг­ху­нат­ха Ши­ро­ма­ни (15–16 вв.), Джа­га­ди­ша и Га­дад­ха­ра (17 в.).

Соч.: Tattvacinta̅mani with the commentary of Ma̅thurana̅tha / Tarkavãgiśã. Calcutta, 1884–1901. Vol. 1–5.

Лит.: Goekoop C. The logic of invariable con­comitance in the Tattvacinta̅mani. Dordh­recht, 1967; Bhattacharyya S. Gaṅgeśa’s the­ory of indeterminate perception. New Delhi, 1993–1996. Vol. 1–2.

Вернуться к началу