Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГА́МАН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 345

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ал. В. Михайлов

ГА́МАН (Hamann) Ио­ганн Ге­орг (27.8.1730, Кё­нигс­берг – 21.6.1788, Мюн­стер), нем. фи­ло­соф. Учил­ся в Кё­нигс­берг­ском ун-те. Во вре­мя пре­бы­ва­ния в Лон­до­не (1757–58) пе­ре­жил ду­хов­ный кри­зис, об­ра­тив­ший его к ре­ли­гии. В даль­ней­шем вёл су­ще­ст­во­ва­ние не­про­фес­сио­наль­но­го фи­ло­со­фа со­кра­ти­че­ско­го ти­па («се­вер­ный маг»), за­ра­ба­ты­вая на жизнь служ­бой в ак­циз­ном управ­ле­нии и на та­мож­не; при этом Г. был за­кля­тым вра­гом и са­ти­рич. кри­ти­ком прус. по­ряд­ков и по­ли­ти­ки Фрид­ри­ха II.

В крат­ких и фраг­мен­тар­ных со­чи­не­ни­ях Г., на­ро­чи­то тём­ных по смыс­лу и рап­со­ди­че­ских по ком­по­зи­ции, от­ра­зил­ся кри­зис нем. про­све­ти­тель­ско­го ра­цио­на­лиз­ма. Идеи И. Кан­та и И. Г. Гер­де­ра по­слу­жи­ли Г. поч­вой для по­ле­мич. спо­ра-диа­ло­га, це­лью ко­то­ро­го бы­ло по­ка­зать узость, по­верх­но­ст­ность и «гре­хов­ность» «са­мо­влюб­лён­но­го» че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма. Ра­зум (рас­су­док) че­ло­ве­ка ин­ди­ви­дуа­лен, ис­то­ри­чен, си­туа­ти­вен: не су­ще­ст­ву­ет все­об­ще­го «здра­во­го смыс­ла» (common sense) про­све­ти­тель­ской фи­ло­со­фии, как и кан­тов­ско­го «чис­то­го ра­зу­ма» [«Ме­так­ри­ти­ка пу­риз­ма ра­зу­ма» («Metakritik über den Purismum der Vernunft», опубл. в 1800); эм­пи­рич. и сен­суа­ли­стич. по­зи­ции Г. род­ст­вен­на ан­ти­кан­тов­ская по­зи­ция позд­не­го Гер­де­ра, ис­пы­тав­ше­го влия­ние Г.]. Ми­ро­вая ис­то­рия – хри­сто­цен­трич­на, т. е. со­бы­тия во­че­ло­ве­че­ния Хри­ста и его ис­ку­пи­тель­ной жерт­вы ле­жат внут­ри все­го ко­гда-ли­бо про­ис­хо­див­ше­го или про­ис­хо­дя­ще­го в ми­ре. Мир, бы­тие – при­ро­да и ис­то­рия – это Бо­же­ст­вен­ная «речь, об­ра­щён­ная к тва­ри», сло­во Бо­жие (как и Биб­лия). Язык – «пер­вый и по­след­ний ор­ган и кри­те­рий ра­зу­ма», свя­зан­ность ко­то­ро­го с язы­ком оп­ре­де­ля­ет гра­ни­цы ра­зу­ма, так что не име­ет смыс­ла рас­су­ж­дать о Бо­же­ст­вен­ном или ес­те­ст­вен­ном про­ис­хо­ж­де­нии язы­ка (про­тив Гер­де­ра). Г. ак­цен­ти­ро­вал ин­туи­тив­ный мо­мент в по­зна­нии (кон­цеп­ция «не­по­сред­ст­вен­но­го зна­ния») и в твор­че­ст­ве. По­эзия, по­ня­тая как от­кро­ве­ние Бо­га в че­ло­ве­ке, есть про­ро­че­ст­во («Aesthetica in nuce» в со­ста­ве «Кре­сто­вых по­хо­дов фи­ло­ло­га», «Kreuzzüge des Philologen», 1762, и др. со­ч.), и язы­ч. фи­ло­со­фы – то­же «по­слан­цы и тол­ма­чи Гос­по­да».

Идеи Г. с их па­ра­док­саль­ной ост­ро­той ста­ли не­пре­мен­ным эле­мен­том нем. куль­ту­ры 2-й пол. 18 – нач. 19 вв.; они ока­за­ли влия­ние на те­че­ние «Бу­ри и на­тис­ка», на И. Г. Гер­де­ра и И. В. Гё­те, бы­ли вос­при­ня­ты йен­ски­ми ро­ман­ти­ка­ми, Жан По­лем. Мо­ти­вы ре­лиг. кри­ти­ки куль­ту­ры, со­дер­жав­шие­ся в со­чи­не­ни­ях Г., бы­ли про­дол­же­ны С. Кьер­ке­го­ром.

Соч.: Sämtliche Werke / Hrsg. von J. Nad­ler. W., 1949–1957. Bd 1–6; Briefwechsel / Hrsg. von W. Ziesemer, A. Henkel. Wiesbaden; Fr./M., 1955–1975. Bd 1–8; Hauptschriften er­k­lärt. Gütersloh, 1956–1963. Bd 1, 2, 4, 5, 7; Идеи эс­те­ти­че­ско­го вос­пи­та­ния. М., 1973. Т. 2. С. 149–161.

Лит.: Ко­жев­ни­ков В. А. Фи­ло­со­фия чув­ст­ва и ве­ры. М., 1897. Ч. 1; Unger R. Hamann und die Aufklärung. Tüb., 1963; Ге­гель Г. В. Ф. О со­чи­не­ни­ях Га­ма­на // Гегель Г. В. Ф. Ра­бо­ты раз­ных лет. М., 1970. Т. 1; Ac­ta des Internationalen Ha­mann-Kolloquiums / Hrsg. von B. Gajek. Fr. / M., 1983–2005–. Bd 1–7–; Berlin I. The Magus of the North: J. G. Ha­mann and the origin of modern irra­tio­nalism. L., 1993; J. G. Ha­mann: «der hellste Kopf seiner Zeit» / Hrsg. von O. Bayer. Tü b., 1998.

Вернуться к началу