Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВТОРА́Я СХОЛА́СТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 77

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Вдовина

ВТОРА́Я СХОЛА́СТИКА, со­во­куп­ность ка­то­ли­че­ских фи­лос. уче­ний 16–17 вв., воз­ник­ших и раз­ви­вав­ших­ся пре­им. в Ис­па­нии и Пор­ту­га­лии и в про­ти­во­стоя­нии идео­ло­гии Ре­фор­ма­ции обос­но­вы­вав­ших ре­фор­мы в ло­не са­мой Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви.

В кон. 15 – 1-й четв. 16 вв., по­сле сто­ле­тия упад­ка и из­мель­ча­ния схо­ла­стич. мыс­ли, про­ис­хо­дит воз­ро­ж­де­ние фи­ло­со­фии «боль­шо­го сти­ля» в тру­дах та­ких вы­даю­щих­ся ком­мен­та­то­ров Фо­мы Ак­вин­ско­го, как Ка­этан (Том­ма­зо де Вио) и Ф. Силь­ве­ст­ри да Фер­ра­ра (ок. 1474–1526). Подъ­ём схо­ла­стич. фи­ло­соф­ст­во­ва­ния во 2-й пол. 1520-х гг. и сер. 16 в. свя­зан с дея­тель­но­стью трёх по­ко­ле­ний тео­ло­гов-до­ми­ни­кан­цев из ун-та г. Са­ла­ман­ка. Со­чи­не­ния ве­ду­ще­го пред­ста­ви­те­ля са­ла­манк­ской шко­лы Фран­си­ско де Ви­то­рии (1492–1546) со­дер­жа­ли бо­го­слов­ское обос­но­ва­ние пра­ва и мо­ра­ли, уче­ние о при­ро­де че­ло­ве­ка и цен­но­сти че­ло­ве­че­ской жиз­ни и др. («О гра­ж­дан­ской вла­сти» – «Relectio de potesta­te civili», 1528; «О пра­ве вой­ны» – «Relectio de jure belli», 1539). Круп­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми са­ла­манк­ской шко­лы бы­ли До­мин­го де Со­то (1494–1560), Мель­хи­ор Ка­но (1509–60), Бар­то­ло­ме де Ме­ди­на (1527–80), До­мин­го Бань­ес (1528–1604).

Оп­ре­де­ляю­щи­ми фак­то­ра­ми рас­цве­та В. с. во 2-й пол. 16 – нач. 17 вв. яви­лись Три­дент­ский со­бор и дея­тель­ность ор­де­на ие­зуи­тов, ос­но­ван­но­го в 1534. Ие­зуи­та­ми бы­ли все ве­ду­щие пред­ста­ви­те­ли В. с. это­го пе­рио­да. Лу­ис Мо­ли­на раз­ви­вал уче­ние о со­гла­со­ван­но­сти (con­cur­sus) Бо­же­ст­вен­ной во­ли и во­ли че­ло­ве­ка, ос­но­ван­ное на кон­цеп­ции «сред­не­го зна­ния» (scientia media), т. е. при­су­ще­го Бо­гу из­на­чаль­но­го зна­ния бу­ду­щих слу­чай­ных со­бы­тий. В на­тур­фи­ло­со­фии и ло­ги­ке пер­вен­ст­вую­щую роль иг­ра­ли Бе­ни­то Пе­рей­ра (1535–1610) и Фран­си­ско де То­ле­до (1532–96); в ме­та­фи­зике – «пор­ту­галь­ский Ари­сто­тель» Пед­ру да Фон­се­ка (1528–99), ав­тор ком­мен­та­ри­ев к «Ме­та­фи­зи­ке» Ари­сто­те­ля (1577), и Ф. Суа­рес, твор­че­ст­во ко­то­ро­го яви­лось вер­ши­ной В. с. Впер­вые в ис­то­рии ев­роп. фи­ло­со­фии Суа­рес соз­дал не­за­ви­си­мый от Ари­сто­те­ля сис­те­ма­тич. трак­тат по ме­та­фи­зи­ке (1597), ока­зав­ший влия­ние на всю ра­цио­на­ли­стич. фи­ло­со­фию Но­во­го вре­ме­ни вплоть до И. Кан­та.

В 17 в. тек­сты и идеи В. с. вы­хо­дят за пре­де­лы Пи­ре­ней­ско­го п-ова и по­лу­ча­ют ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в Ев­ро­пе, в т. ч. в боль­шин­ст­ве ун-тов про­тес­тант­ской Гер­ма­нии, где они по­слу­жи­ли им­пуль­сом для раз­ви­тия соб­ст­вен­но «про­тес­тант­ской схо­ла­сти­ки» (Schulme­tap­hy­sik) 17–18 вв. Об­ще­при­ня­той фор­мой ста­но­вит­ся Cursus philosophicus – все­объ­ем­лю­щий курс, вклю­чав­ший в се­бя все раз­де­лы фи­ло­со­фии то­го вре­ме­ни, на­чи­ная с ло­ги­ки и кон­чая ме­та­фи­зи­кой. Круп­ней­шие пред­ста­ви­те­ли В. с. 17 в. – ие­зуи­ты Род­ри­го де Ар­риа­га (1592–1667), Пед­ро Ур­та­до де Мен­до­са (1578–1641), Фран­си­ско де Овь­е­до (1602–51), а так­же фран­ци­скан­цы Бар­то­ло­мео Ма­ст­ри (1602–73) и Джон Понс (1603–1670). К нач. 18 в. тра­ди­ция В. с. уга­са­ет. В трак­та­тах В. с., ко­то­рые на­ча­ла ос­ваи­вать ис­то­ри­ко-фи­лософская нау­ка в кон. 20 в., ста­ви­лись про­бле­мы об­щей тео­рии объ­ек­та, чис­то мыс­ли­мо­го бы­тия и др.

Лит.: Giacon C. La seconda scolastica. Mil., 1944–1950. Vol. 1–3; Courtine J.-F. Suárez et le système de la metaphysique. P., 1990; Шмо­нин Д. В.«Схо­ла­сти­че­ский ре­нес­санс» XVI сто­ле­тия: вто­рая схо­ла­сти­ка // Фи­ло­со­фия за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го сред­не­ве­ко­вья. СПб., 2005. Гл. 6. См. так­же лит. при ст. Суа­рес.

Вернуться к началу