ВТОРА́Я СХОЛА́СТИКА
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВТОРА́Я СХОЛА́СТИКА, совокупность католических филос. учений 16–17 вв., возникших и развивавшихся преим. в Испании и Португалии и в противостоянии идеологии Реформации обосновывавших реформы в лоне самой Римско-католич. церкви.
В кон. 15 – 1-й четв. 16 вв., после столетия упадка и измельчания схоластич. мысли, происходит возрождение философии «большого стиля» в трудах таких выдающихся комментаторов Фомы Аквинского, как Каэтан (Томмазо де Вио) и Ф. Сильвестри да Феррара (ок. 1474–1526). Подъём схоластич. философствования во 2-й пол. 1520-х гг. и сер. 16 в. связан с деятельностью трёх поколений теологов-доминиканцев из ун-та г. Саламанка. Сочинения ведущего представителя саламанкской школы Франсиско де Витории (1492–1546) содержали богословское обоснование права и морали, учение о природе человека и ценности человеческой жизни и др. («О гражданской власти» – «Relectio de potestate civili», 1528; «О праве войны» – «Relectio de jure belli», 1539). Крупными представителями саламанкской школы были Доминго де Сото (1494–1560), Мельхиор Кано (1509–60), Бартоломе де Медина (1527–80), Доминго Баньес (1528–1604).
Определяющими факторами расцвета В. с. во 2-й пол. 16 – нач. 17 вв. явились Тридентский собор и деятельность ордена иезуитов, основанного в 1534. Иезуитами были все ведущие представители В. с. этого периода. Луис Молина развивал учение о согласованности (concursus) Божественной воли и воли человека, основанное на концепции «среднего знания» (scientia media), т. е. присущего Богу изначального знания будущих случайных событий. В натурфилософии и логике первенствующую роль играли Бенито Перейра (1535–1610) и Франсиско де Толедо (1532–96); в метафизике – «португальский Аристотель» Педру да Фонсека (1528–99), автор комментариев к «Метафизике» Аристотеля (1577), и Ф. Суарес, творчество которого явилось вершиной В. с. Впервые в истории европ. философии Суарес создал независимый от Аристотеля систематич. трактат по метафизике (1597), оказавший влияние на всю рационалистич. философию Нового времени вплоть до И. Канта.
В 17 в. тексты и идеи В. с. выходят за пределы Пиренейского п-ова и получают широкое распространение в Европе, в т. ч. в большинстве ун-тов протестантской Германии, где они послужили импульсом для развития собственно «протестантской схоластики» (Schulmetaphysik) 17–18 вв. Общепринятой формой становится Cursus philosophicus – всеобъемлющий курс, включавший в себя все разделы философии того времени, начиная с логики и кончая метафизикой. Крупнейшие представители В. с. 17 в. – иезуиты Родриго де Арриага (1592–1667), Педро Уртадо де Мендоса (1578–1641), Франсиско де Овьедо (1602–51), а также францисканцы Бартоломео Мастри (1602–73) и Джон Понс (1603–1670). К нач. 18 в. традиция В. с. угасает. В трактатах В. с., которые начала осваивать историко-философская наука в кон. 20 в., ставились проблемы общей теории объекта, чисто мыслимого бытия и др.