Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕРСОНАЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 748

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. В. Бандуровский

ПЕРСОНАЛИ́ЗМ (от лат. persona – лицо, маска), в ши­ро­ком смыс­ле – ха­рак­те­ри­сти­ка раз­но­об­раз­ных фи­ло­соф­ских уче­ний, ис­хо­дя­щих в сво­ём ми­ро­по­ни­ма­нии из при­ори­те­та лич­но­сти; в уз­ком смыс­ле – са­мо­на­зва­ние ря­да на­прав­ле­ний ев­роп. и амер. фи­ло­со­фии кон. 19–20 вв. Тер­мин «П.» вве­дён в 1799 Ф. Шлей­ер­махе­ром («Ре­чи о ре­ли­гии к об­ра­зо­ван­ным лю­дям, её пре­зи­раю­щим»), в англ. яз. по­лу­чил хо­ж­де­ние бла­го­да­ря У. Уит­ме­ну (эс­се «Пер­со­на­лизм», 1868), а во франц. яз. – Ш. Ре­ну­вье («Пер­со­на­лизм», 1903).

По сво­ему про­ис­хо­ж­де­нию П. тес­но свя­зан с теи­стич. ре­ли­гия­ми (см. Те­изм), с лич­но­ст­ным по­ни­ма­ни­ем Бо­га и взаи­мо­от­но­ше­ний Бо­га и че­ло­ве­ка (по сло­вам Х. У. фон Баль­та­за­ра, П. «не­мыс­лим без биб­лей­ской ос­но­вы»). Это по­ни­ма­ние по­лу­чи­ло кон­цеп­ту­аль­ное оформ­ле­ние в хри­сти­ан­ском бо­го­сло­вии в про­цес­се три­ни­тар­ных и хри­сто­ло­гич. спо­ров 4–8 вв., за­тем – в ср.-век. схо­ла­стич. фи­ло­со­фии. Ак­туа­ли­за­ция он­то­ло­гич. ста­ту­са лич­но­сти в фи­ло­со­фии 18–20 вв., ак­цен­ти­ро­ва­ние её уни­каль­но­сти как са­мо­оп­ре­де­ляю­ще­го­ся су­ще­ст­ва и не­сво­ди­мо­сти к к.-л. «объ­ек­тив­ным» ду­хов­ным или ма­те­ри­аль­ным фак­то­рам раз­вёр­ты­ва­лись в про­ти­во­стоя­нии разл. ти­пам «без­лич­ной» но­во­ев­ро­пей­ской мыс­ли – ме­ха­ни­циз­му, идеа­ли­стич. мо­низ­му и пан­теиз­му, ма­те­риа­лиз­му и по­зи­ти­виз­му. Оп­по­нен­та­ми этих на­прав­ле­ний в кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. и пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми позд­ней­ше­го П. бы­ли Ф. Г. Яко­би, ини­ции­ро­вав­ший в 1780-х гг. «спор о пан­те­из­ме», пред­ста­ви­те­ли «спе­ку­ля­тив­но­го те­из­ма» (И. Г. Фих­те Млад­ший, 1796–1879; Х. Г. Вай­се, 1801–66), Ф. В. Шел­линг и Мен де Би­ран в позд­ний пе­ри­од их твор­че­ст­ва, С. Кьер­ке­гор, К. Я. Бо­ст­рём и др.

Од­ним из не­по­средств. ис­то­ков П. 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. (осо­бен­но в Рос­сии и США) яви­лось уче­ние Г. В. Лейб­ни­ца о мо­на­дах – ин­ди­ви­ду­аль­ных ду­хов­ных суб­стан­ци­ях, вос­при­ня­тое Р. Г. Лот­це и Г. Тейх­мюл­ле­ром. Фи­лос. уче­ния рус. не­олейб­ни­ци­ан­цев А. А. Коз­ло­ва, Л. М. Ло­па­ти­на, Е. А. Боб­ро­ва (1867–1933), С. А. Ас­коль­до­ва и др. Н. О. Лос­ский, на­ря­ду с собств. кон­цеп­ци­ей, счи­тал «пер­со­на­ли­сти­че­ски­ми». В рус. ре­лиг. фи­ло­со­фии идеи П. раз­ви­ва­ли Л. Шес­тов и осо­бен­но Н. А. Бер­дя­ев («Я оп­ре­де­ляю свою фи­ло­со­фию как фи­ло­со­фию субъ­ек­та, фи­ло­со­фию ду­ха, фи­ло­со­фию сво­бо­ды, фи­ло­со­фию дуа­ли­сти­че­ски-плю­ра­ли­сти­че­скую, фи­ло­со­фию твор­че­ски-ди­на­ми­че­скую, фи­ло­со­фию пер­со­на­ли­сти­че­скую и фи­ло­со­фию эс­ха­то­ло­ги­че­скую» – «Опыт эс­ха­то­ло­ги­че­ской ме­та­фи­зи­ки. Твор­че­ст­во и объ­ек­ти­ва­ция». Па­риж, 1947. С. 53), от­час­ти С. Л. Франк и Л. П. Кар­са­вин.

П. как осо­бое на­прав­ле­ние офор­мил­ся в кон. 19 в. в ря­де ун-тов США. Б. П. Бо­ун (1847–1910), проф. Бос­тон­ско­го ун-та, уче­ник Р. Г. Лот­це, ис­пы­тав­ший так­же влия­ние Дж. Берк­ли и И. Кан­та, в по­ле­ми­ке как с объ­ек­тив­ным идеа­лиз­мом ге­ге­лев­ско­го ти­па, так и с по­зи­ти­виз­мом 19 в. от­стаи­вал прин­ци­пы теи­сти­че­ско­го П. («Personalism», 1908), вы­сту­пал за соз­да­ние дос­той­ной сре­ды раз­ви­тия лич­но­сти (в пер­спек­ти­ве – «се­мьи че­ло­ве­че­ст­ва»). Бо­ун соз­дал шко­лу «бос­тон­ско­го» П., сре­ди его уче­ни­ков – Э. Ш. Брайт­ман (1884–1953), А. К. Кнуд­сон (1873–1953), Р. Т. Флю­эл­линг (1871–1960); уче­ни­ком Брайт­ма­на был М. Л. Кинг. Флю­эл­линг ос­но­вал в 1920 ж. «The Personalist» и при­нёс идеи П. в Ун-т Юж. Ка­ли­фор­нии, став­ший вто­рым по­сле Бос­то­на важ­ным цен­тром П. в США. Ра­ди­каль­ную вер­сию «пер­со­наль­но­го идеа­лиз­ма» раз­ра­бо­тал Дж. Х. Хау­и­сон (1834–1916), от­вер­гав­ший не толь­ко пан­те­изм, но и креа­цио­низм и по­ло­жив­ший на­ча­ло тра­ди­ции П. в Ка­ли­фор­ний­ском ун-те в Берк­ли. Идеи П. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние так­же в Гар­вард­ском ун-те в ра­бо­тах У. Джейм­са, Дж. Рой­са (уче­ни­ка Лот­це), его уче­ни­ков М. У. Кал­кинс (1863–1930) и У. Э. Хо­кин­га (1873–1966), Г. У. Ол­пор­та и др.

Франц. П., сло­жив­ший­ся в 1930-х гг., пред­став­лен груп­пой мыс­ли­те­лей во гла­ве с Э. Му­нье, объ­е­ди­нив­ших­ся во­круг ос­но­ван­но­го в 1932 ж. «Esprit»: Ж. Ла­к­руа, М. Не­дон­сель (1905–76), П. Л. Ланд­сберг (1901–44) и др. Франц. П. раз­ви­вал­ся в кри­тич. пе­ре­ос­мыс­ле­нии про­бле­ма­ти­ки, вы­дви­ну­той мар­ксиз­мом и эк­зи­стен­циа­лиз­мом, а так­же пси­хо­ана­ли­зом З. Фрей­да. П. соз­давал­ся Му­нье не как за­вер­шён­ная фи­лос. док­три­на, а как от­кры­тый по­иск, как не имею­щее кон­ца «стран­ст­вие в бу­ду­щее» (Лак­руа на­зы­вал П. «ан­ти­идео­ло­ги­ей»). В ус­ло­ви­ях кри­зи­са ев­роп. ци­ви­ли­за­ции и уси­ле­ния то­та­ли­тар­ных тен­ден­ций Му­нье стре­мил­ся к соз­да­нию нравств. и со­ци­аль­ной пер­спек­ти­вы из­ме­не­ния об­ще­ст­ва пу­тём «пер­со­на­ли­сти­че­ской и ком­му­ни­тар­ной ре­во­лю­ции», об­ре­те­ния «третье­го пу­ти» ме­ж­ду ка­пи­та­лиз­мом и со­циа­лиз­мом. По­пыт­ка соз­да­ния по­ли­тич. идео­ло­гии «третье­го пу­ти» на ос­но­ве идей Му­нье бы­ла пред­при­ня­та во Вьет­на­ме Нго Динь Зье­мом.

Пер­со­на­ли­стич. про­бле­ма­ти­ка раз­ра­ба­ты­ва­лась в рус­ле та­ких фи­лос. на­прав­ле­ний 20 в., как фе­но­ме­но­ло­гия [М. Ше­лер, Д. фон Гиль­деб­ранд (1889–1977), Э. Штайн, Р. Ин­гар­ден, Э. Ле­ви­нас], эк­зи­стен­циа­лизм (Н. А. Бер­дя­ев, М. де Уна­му­но, К. Яс­перс, Г. Мар­сель, Ж. П. Сартр и др.), фи­ло­со­фия диа­ло­га [М. Бу­бер, Ф. Ро­зенц­вейг (1886–1929), М. М. Бах­тин], не­ото­мизм (Ж. Ма­ри­тен, Э. Жиль­сон, Р. Шпе­ман), франц. «фи­ло­со­фия ду­ха» [Л. Ла­вель (1883–1951), Р. Ле Сенн (1882–1954)]. В про­ти­во­стоя­нии то­миз­му сло­жи­лась пер­со­на­ли­стич. кон­цеп­ция хри­сти­ан­ской ре­ли­гии франц. ка­то­лич. бо­го­сло­ва Л. Ла­бер­тонь­е­ра (1860–1932). В Ита­лии идеи «он­то­ло­ги­че­ско­го» П. раз­ви­вал Л. Па­рей­сон (1918–91; лич­ность как «ок­но» в бы­тие – «Эк­зи­стен­ция и лич­ность», 1950). Силь­ное влия­ние П. ска­за­лось в ра­бо­тах уче­ни­ка Р. Ин­гар­де­на – К. Вой­ты­лы (бу­ду­ще­го па­пы Ио­ан­на Пав­ла II – «Лич­ность и по­сту­пок», 1969, рус. пер. 2003), греч. пра­во­слав­ных бо­го­сло­вов Х. Ян­на­ра­са («Он­то­ло­ги­че­ское со­дер­жа­ние бо­го­слов­ско­го по­ня­тия о лич­но­сти», 1970) и И. Зи­зиу­ла­са («Бы­тие как об­ще­ние: очер­ки о лич­но­сти и Церк­ви», 1985, рус. пер. 2006).

По­дав­ляю­щая часть пер­со­на­ли­стич. кон­цеп­ций так или ина­че име­ет ре­лиг.-фи­лос. ха­рак­тер, од­на­ко на­ря­ду с этим су­ще­ст­ву­ют и се­ку­ляр­но ори­ен­ти­ро­ван­ные вер­сии П. (атеи­стич пер­со­на­лизм Дж. Э. Мак-Таг­гар­та, «кри­ти­че­ский пер­со­на­лизм» В. Штер­на и др.).

Боль­шое влия­ние на контр­куль­ту­ру 2-й пол. 20 в. ока­зал Т. Роз­зак (1933–2011), свя­зы­вав­ший воз­мож­ную реа­ли­за­цию лич­но­сти с со­хра­не­ни­ем при­ро­ды и Зем­ли в це­лом («Лич­ность / Пла­не­та. Твор­че­ская де­зин­те­гра­ция ин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва» – «Person/Planet. The crea­tive disintegration of industrial society», 1978). Пер­со­на­ли­стич. под­ход в фи­ло­со­фии об­ра­зо­ва­ния пред­став­лен ра­бо­та­ми Т. О. Ба­фор­да (р. 1932), ко­то­рый в про­ти­во­вес спе­циа­ли­зир. тех­но­ло­гич. об­ра­зо­ва­нию при­зы­вал к соз­да­нию об­ра­зо­ва­ния, опи­раю­ще­го­ся на раз­ви­тие во­об­ра­же­ния и по­зво­ляю­ще­го че­ло­ве­ку осо­знать своё при­зва­ние. В 1985 Ба­форд ос­но­вал ж. «Пер­со­на­ли­сти­че­ский фо­рум» («The Persona­list Forum», с 1999 «The Pluralist»), а в 1988 – «Ин­тер­на­цио­наль­ный фо­рум по про­бле­мам лич­но­сти» («Internatio­nal Forum on Persons»), про­во­ди­мый один раз в два го­да.

Лит.: Knudson A. C. The philosophy of per­so­na­lism. N. Y., 1927; Lahbabi M. A. Le person­na­lisme musulman. P., 1964; Häring B. Per­so­na­lismus in Philosophie und Theologie. Münch., 1968; Il Personalismo scelta antologica / A cu­ra di A. Rigobello. Roma, 1978; Deats P., Ca­rol R. The Boston personalist tradition in phi­losophy, social ethics and theology. Macon, 1986; Вдо­ви­на И. С. Фран­цуз­ский пер­со­на­лизм. М., 1990; Persona e personalismo: aspetti filosofici e teologici. Padova, 1992; Му­нье Э. Пер­со­на­лизм. M., 1993; он же. Ма­ни­фест пер­со­на­лиз­ма. М., 1999; Spaemann R. Personen. Stuttg., 1996; Burrow R. Personalism: a criti­cal introduction. St. Louis, 1999; Burgos J. M. El per­so­nalismo. Madrid, 2000; Personalism revisited: its proponents and critics / Ed. Th. O. Buford, H. Oliver. Amst.; N. Y., 2002; Лак­руа Ж. Из­бран­ное: пер­со­на­лизм. М., 2004; Cowburn J. Personalism and scholasti­cism. Mil­waukee, 2005; Bengtsson J. O. The worldview of personalism: origins and early development. Oxf., 2006; Gacka B. Bibliogra­phy of American personalism. Lublin, 1994.

Вернуться к началу