Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАТОПСИХОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 450-451

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Николаева

ПАТОПСИХОЛО́ГИЯ, от­расль пси­хо­ло­гии, изу­чаю­щая за­ко­но­мер­но­сти и ме­ха­низ­мы на­ру­ше­ний пси­хич. дея­тель­но­сти при бо­лез­ни.

Воз­рос­ший ин­те­рес к пси­хо­ло­гии со сто­ро­ны пси­хи­ат­ров во 2-й пол. 19 в. вы­звал по­яв­ле­ние пер­вых пси­хо­ло­гич. ла­бо­ра­то­рий в пси­хо­нев­ро­ло­гич. уч­ре­ж­де­ни­ях Ев­ро­пы (ла­бо­ра­то­рии В. Вунд­та, Э. Кре­пе­ли­на в Гер­ма­нии, П. Жа­не и др. во Фран­ции) и Рос­сии (ла­бо­ра­то­рии С. С. Кор­са­ко­ва, В. М. Бех­те­ре­ва и др.). Экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ния, про­во­див­шие­ся в этих ла­бо­ра­то­ри­ях, соз­да­ли пред­по­сыл­ки для воз­ник­но­ве­ния П. Тер­мин «П.» поя­вил­ся в нач. 20 в. в ра­бо­тах Бех­те­ре­ва и ут­вер­дил­ся в рос. пси­хо­ло­гии для обо­зна­че­ния дис­ци­п­ли­ны, по­гра­нич­ной ме­ж­ду пси­хо­ло­ги­ей и пси­хи­ат­ри­ей. С 1912 В. Шпехт в Гер­ма­нии из­да­вал ж. «Zeitschrift für Patho­psy­chologie», в ко­то­ром про­во­ди­лось раз­гра­ни­че­ние пред­ме­тов П. и пси­хо­па­то­ло­гии как од­но­го из раз­де­лов пси­хи­ат­рии. В анг­лоя­зыч­ной лит-ре в ка­че­ст­ве ана­ло­га П. ис­поль­зу­ет­ся тер­мин «анор­маль­ная пси­хо­ло­гия» («abnormal psychology»).

Раз­ви­тие рос. П. про­ис­хо­ди­ло под влия­ни­ем кон­цеп­ций Л. С. Вы­гот­ско­го, А. Н. Ле­он­ть­е­ва, А. Р. Лу­рии, В. Н. Мя­си­ще­ва. Ос­но­во­по­лож­ни­ком рос. П. бы­ла Б. В. Зей­гар­ник, соз­дав­шая шко­лу «экс­пе­ри­мен­таль­ной П.». Зна­чит. вклад в раз­ви­тие П. вне­сли ра­бо­ты С. Я. Ру­бин­штейн, Ю. Ф. По­ля­ко­ва, В. В. Ле­бе­дин­ско­го и др.

Осн. за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия и функ­цио­ни­ро­ва­ния пси­хи­ки, об­щие как при бо­лез­ни, так и в нор­ме, реа­ли­зу­ют­ся в ис­ка­жён­ной фор­ме как в ре­зуль­та­те по­ра­же­ния моз­га, так и вслед­ст­вие ог­ра­ни­чен­ных бо­лез­нью «уз­ких» ра­мок жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Центр. ме­сто в П. за­ни­ма­ет изу­че­ние рас­стройств лич­но­сти боль­ных (мо­ти­ва­ции, це­ле­по­ла­га­ния, са­мо­оцен­ки и др.), а так­же на­ру­ше­ний эмо­цио­наль­ной сфе­ры и по­зна­ват. дея­тель­но­сти боль­ных. Ус­та­нов­ле­но, что при разл. фор­мах па­то­ло­гии отд. зве­нья пси­хич. дея­тель­но­сти мо­гут быть ли­бо со­кра­ще­ны, «свёр­ну­ты», ли­бо чрез­мер­но де­та­ли­зи­ро­ва­ны, ли­бо ис­ка­же­ны.

Син­дром­ный па­топ­си­хо­ло­гич. ана­лиз по­зво­ля­ет вы­де­лить в струк­ту­ре де­фек­та раз­лич­ные по ге­не­зу, вре­ме­ни воз­ник­но­ве­ния и функ­ции пси­хич. на­ру­ше­ния, со­че­та­ние ко­то­рых соз­да­ёт слож­ную мо­заи­ку пси­хич. жиз­ни боль­ных. При этом кли­нич. и па­топ­си­хо­ло­гич. син­дро­мы мо­гут не сов­па­дать по сво­ему со­дер­жа­нию: да­лё­кие друг от дру­га кли­нич. фе­но­ме­ны мо­гут ока­зать­ся близ­ки­ми по ге­не­зу и пси­хо­ло­гич. ме­ха­низ­мам, а сход­ные кли­нич. яв­ле­ния – пси­хо­ло­ги­че­ски прин­ци­пи­аль­но раз­ны­ми. В па­топ­си­хо­ло­гич. экс­пе­ри­мен­те, ис­поль­зую­щем, в ча­ст­но­сти, дос­ти­же­ния шко­лы К. Ле­ви­на, мо­де­ли­ру­ет­ся или фор­ми­ру­ет­ся ре­аль­ная жиз­нен­ная си­туа­ция (напр., об­ще­ние), по­зво­ляю­щая ак­туа­ли­зи­ро­вать лич­но­ст­ные ре­ак­ции и от­но­ше­ния па­ци­ен­та, его ум­ст­вен­ную ак­тив­ность и по­тен­ци­аль­ные спо­соб­но­сти. Ре­зуль­та­ты па­топ­си­хо­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний ис­поль­зу­ют­ся в пси­хи­ат­рии, при про­ве­де­нии экс­пер­тиз (су­деб­ной, во­ен­ной и др.), при от­бо­ре де­тей для обу­че­ния в спец. шко­лах (кор­рек­ци­он­ных, шко­лах для де­тей с от­ста­ва­ни­ем в раз­ви­тии и т. п.), в раз­ра­бот­ке про­грамм реа­би­ли­та­ции пси­хи­че­ски боль­ных и т. д.

Лит.: Вы­гот­ский Л. С. Ди­аг­но­сти­ка раз­ви­тия и пе­до­ло­ги­че­ская кли­ни­ка труд­но­го дет­ст­ва. М., 1936; Бра­тусь Б. С. Ано­ма­лии лич­но­сти. М., 1988; Крит­ская В. П., Ме­леш­ко Т. К., По­ля­ков Ю. Ф. Па­то­ло­гия пси­хи­че­ской дея­тель­но­сти при ши­зоф­ре­нии: мо­ти­ва­ция, об­ще­ние, по­зна­ние. М., 1991; Ру­бин­штейн С. Я. Экс­пе­ри­мен­таль­ные ме­то­ди­ки па­топ­си­хо­ло­гии. М., 1999; Зей­гар­ник Б. В. Па­топ­си­хо­ло­гия. 5-е изд. М., 2007; Ле­бе­дин­ский В. В. На­ру­ше­ния пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия в дет­ском воз­рас­те. 5-е изд. М., 2008; Кли­ни­че­ская пси­хо­ло­гия. М., 2010. Т. 1: Хол­мо­го­ро­ва А. Б. Об­щая па­топ­си­хо­ло­гия; Oltmanns Th. F., Eme­ry R. E. Abnormal psychology. 7th ed. Boston, 2012; Butcher J. N., Mineka S., Hooley J. M. Abnormal psychology. 15th ed. Boston, 2013.

Вернуться к началу