ПАТОПСИХОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАТОПСИХОЛО́ГИЯ, отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы нарушений психич. деятельности при болезни.
Возросший интерес к психологии со стороны психиатров во 2-й пол. 19 в. вызвал появление первых психологич. лабораторий в психоневрологич. учреждениях Европы (лаборатории В. Вундта, Э. Крепелина в Германии, П. Жане и др. во Франции) и России (лаборатории С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева и др.). Эксперим. исследования, проводившиеся в этих лабораториях, создали предпосылки для возникновения П. Термин «П.» появился в нач. 20 в. в работах Бехтерева и утвердился в рос. психологии для обозначения дисциплины, пограничной между психологией и психиатрией. С 1912 В. Шпехт в Германии издавал ж. «Zeitschrift für Pathopsychologie», в котором проводилось разграничение предметов П. и психопатологии как одного из разделов психиатрии. В англоязычной лит-ре в качестве аналога П. используется термин «анормальная психология» («abnormal psychology»).
Развитие рос. П. происходило под влиянием концепций Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, В. Н. Мясищева. Основоположником рос. П. была Б. В. Зейгарник, создавшая школу «экспериментальной П.». Значит. вклад в развитие П. внесли работы С. Я. Рубинштейн, Ю. Ф. Полякова, В. В. Лебединского и др.
Осн. закономерности развития и функционирования психики, общие как при болезни, так и в норме, реализуются в искажённой форме как в результате поражения мозга, так и вследствие ограниченных болезнью «узких» рамок жизнедеятельности человека. Центр. место в П. занимает изучение расстройств личности больных (мотивации, целеполагания, самооценки и др.), а также нарушений эмоциональной сферы и познават. деятельности больных. Установлено, что при разл. формах патологии отд. звенья психич. деятельности могут быть либо сокращены, «свёрнуты», либо чрезмерно детализированы, либо искажены.
Синдромный патопсихологич. анализ позволяет выделить в структуре дефекта различные по генезу, времени возникновения и функции психич. нарушения, сочетание которых создаёт сложную мозаику психич. жизни больных. При этом клинич. и патопсихологич. синдромы могут не совпадать по своему содержанию: далёкие друг от друга клинич. феномены могут оказаться близкими по генезу и психологич. механизмам, а сходные клинич. явления – психологически принципиально разными. В патопсихологич. эксперименте, использующем, в частности, достижения школы К. Левина, моделируется или формируется реальная жизненная ситуация (напр., общение), позволяющая актуализировать личностные реакции и отношения пациента, его умственную активность и потенциальные способности. Результаты патопсихологич. исследований используются в психиатрии, при проведении экспертиз (судебной, военной и др.), при отборе детей для обучения в спец. школах (коррекционных, школах для детей с отставанием в развитии и т. п.), в разработке программ реабилитации психически больных и т. д.