Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОБОБЩЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 496-497

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Константинов

ОБОБЩЕ́НИЕ, од­на из ос­нов­ных опе­ра­ций мыш­ле­ния, за­клю­чаю­щая­ся в объ­еди­не­нии объ­ек­тов из не­ко­то­рой пред­мет­ной об­лас­ти в класс (мно­же­ст­во) на ос­но­ва­нии к.-л. их вы­де­лен­ных при­зна­ков. О. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на ос­но­ве др. мыс­лит. опе­ра­ций – ана­ли­за, син­те­за, срав­не­ния, аб­ст­ра­ги­ро­ва­ния и слу­жит ос­но­вой об­ра­зо­ва­ния по­ня­тий.

Про­стей­шие ви­ды О., ха­рак­тер­ные и для жи­вот­ных, осу­ще­ст­в­ля­ют­ся уже на уров­нях вос­при­ятия (объ­е­ди­не­ние ощу­ще­ний в це­ло­ст­ный об­раз; кон­стант­ность, ко­то­рая обу­слов­ли­ва­ет от­но­сит. не­за­ви­си­мость свойств вос­при­ни­мае­мых объ­ек­тов от ус­ло­вий на­блю­де­ния) и дей­ст­вия (пе­ре­нос ра­нее при­об­ре­тён­ных на­вы­ков в но­вые си­туа­ции). На уров­не по­ня­тий­но­го мыш­ле­ния раз­ли­ча­ют эм­пи­ри­че­ские (ин­дук­тив­ные) и тео­ре­ти­че­ские (ана­ли­ти­че­ские) О. Эм­пи­рич. О. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на ос­но­ве изу­че­ния опыт­ных дан­ных, вы­де­ле­ния к.-л. их сход­ных (об­щих) свойств с по­сле­дую­щим об­ра­зо­ва­ни­ем мно­жеств, со­от­вет­ст­вую­щих этим свой­ст­вам. Тео­ре­тич. О. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся без об­ра­ще­ния к опы­ту на ос­но­ве ана­ли­за язы­ко­вых вы­ра­же­ний, при­ме­не­ния пра­вил де­дук­ции и т. д.

О. фик­си­ру­ют­ся в куль­ту­ре в фор­ме слов и др. зна­ков, по­ня­тий, зна­ний, схем, уме­ний (обоб­щён­ных об­ра­зов дей­ст­вия), об­ще­при­ня­тых жес­тов, норм по­ве­де­ния и т. п. Сим­во­лич. фор­мы, за­кре­п­ляю­щие О. в кар­ти­не ми­ра дан­ной куль­ту­ры, ста­но­вят­ся обоб­щён­ны­ми иде­аль­ны­ми мо­де­ля­ми опы­та, обес­пе­чи­вая ком­му­ни­ка­цию и пе­ре­да­чу опы­та. Ста­но­вясь дос­тоя­ни­ем ин­ди­ви­ду­аль­но­го соз­на­ния (ин­те­рио­ри­за­ция), та­кие О. свя­зы­ва­ют­ся с вос­при­ни­мае­мым че­ло­ве­ком пред­мет­ным ми­ром, с мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­рой ин­ди­ви­да и его пе­ре­жи­ва­ния­ми, об­ре­тая фор­му зна­че­ний и смы­слов, встраи­ваю­щих­ся в ин­ди­ви­ду­аль­ную сис­те­му зна­че­ний че­ло­ве­ка, его об­раз ми­ра и иг­раю­щих центр. роль в функ­цио­ни­ро­ва­нии соз­на­ния (см. Ка­те­го­ри­за­ция). Л. С. Вы­гот­ский по­ка­зал, что на ран­них ста­ди­ях раз­ви­тия ре­бё­нок стро­ит О. на ос­но­ве по­верх­но­ст­ных чув­ст­вен­ных при­зна­ков объ­ек­тов (син­кре­ты), по­сте­пен­но пе­ре­хо­дя к О. на ос­но­ве су­ще­ст­вен­ных для его прак­тич. дей­ст­вий свя­зей (ком­плек­сы), а да­лее, по ме­ре обу­че­ния, – к О. на ос­но­ве вы­ра­бо­тан­ной куль­ту­рой ие­рар­хич. сис­те­мы по­ня­тий.

Вернуться к началу