Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕОСХОЛА́СТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 445

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. Л. Губман

НЕОСХОЛА́СТИКА, со­во­куп­ное обо­зна­че­ние раз­лич­ных на­прав­ле­ний и школ ка­то­лич. мыс­ли, опи­раю­щих­ся в сво­ём фи­ло­соф­ст­во­ва­нии на тра­ди­ции сред­не­ве­ко­вой схо­ла­сти­ки. Как фе­но­мен ду­хов­ной жиз­ни 19 в. Н. (сам тер­мин поя­вил­ся в 1862) ро­ж­да­ет­ся в ат­мо­сфе­ре ро­ман­тич. ре­ак­ции на ра­цио­на­ли­стич. фи­ло­со­фию Но­во­го вре­ме­ни, Про­све­ще­ние и идеи нем. клас­сич. фи­ло­со­фии. Она ут­вер­ж­да­ет­ся в по­ле­ми­ке с идея­ми про­тес­тант­ской тю­бин­ген­ской шко­лы бо­го­сло­вия, он­то­ло­гиз­мом В. Джо­бер­ти, А. Роз­ми­ни-Сер­ба­ти и дуа­лиз­мом австр. ка­то­лич. фи­ло­со­фа и бо­го­сло­ва А. Гюн­те­ра. В ка­че­ст­ве пер­вых пред­ста­ви­те­лей Н. в 19 в. вы­сту­пи­ли фи­ло­со­фы, по­пы­тав­шие­ся вер­нуть бы­лое влия­ние то­миз­му: Г. Сан­се­ве­ри­но, Л. Та­па­рел­ли, С. Сор­ди, М. Ли­бе­ра­то­ре (Ита­лия), Й. Клойт­ген, А. Штёкль (Гер­ма­ния), З. Гон­са­лес (Ис­па­ния) и др. Со­дер­жа­щий­ся в эн­цик­ли­ке па­пы Льва XIII «Aeterni patris» при­зыв фи­ло­соф­ст­во­вать в ду­хе ср.-век. схо­ла­сти­ки и пре­ж­де все­го уче­ния Фо­мы Ак­вин­ско­го (ad Sancti Thomae sapientiam), об­нов­ляя и со­вер­шен­ст­вуя тра­ди­цию хри­сти­ан­ской мыс­ли (vetera novis augere et perficere), спо­соб­ст­во­вал ин­сти­ту­цио­наль­ной ста­би­ли­за­ции Н. (ос­но­ва­ние ака­де­мии Св. Фо­мы в Ри­ме в 1879, Выс­ше­го ин-та фи­ло­со­фии при Ка­то­лич. ун-те в Лё­ве­не в 1889 и др., по­яв­ле­ние мно­го­числ. пе­рио­дич. из­да­ний в Ита­лии, Бель­гии, Фран­ции, Гер­ма­нии, Ис­па­нии, США) и ини­ции­ро­вал про­цесс уг­луб­лён­но­го изу­че­ния на­сле­дия ср.-век. схо­ла­сти­ки (ис­то­ри­ко-фи­лос. ра­бо­ты М. Граб­ма­на, М. Де Вуль­фа, Э. Жиль­со­на и др.), рав­но как и позд­ней­ший диа­лог с но­во­ев­ро­пей­ской фи­ло­со­фи­ей, по­лу­чив­ший зна­чит. раз­ви­тие уже по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны. По­ми­мо то­миз­ма, пред­ста­ви­те­ли Н. об­ра­ща­ют­ся так­же к фи­ло­соф­ско-бо­го­слов­ско­му на­сле­дию Ав­гу­сти­на, Ан­сель­ма Кен­тер­бе­рий­ско­го, Аль­бер­та Ве­ли­ко­го, Бо­на­вен­ту­ры, Ио­ан­на Дун­са Ско­та, Ф. Суа­ре­са и др.

В 20 в. Н. пред­став­ле­на пре­ж­де все­го разл. вер­сия­ми не­ото­миз­ма [«эк­зи­стен­ци­аль­ный» не­ото­мизм Ж. Ма­ри­те­на и Жиль­со­на, «транс­цен­ден­таль­ный» нео­то­мизм К. Ра­не­ра, Э. Ко­ре­та, К. Ю. Вой­ты­лы (па­пы Ио­ан­на Пав­ла II), Б. Ло­нер­га­на, И. Б. Ло­ца и др.], а так­же по­сле­до­ва­те­ля­ми уче­ния Суа­ре­са в Ис­па­нии и Гер­ма­нии, пла­то­нов­ско­го ав­гу­сти­ни­ан­ст­ва (И. Гес­сен – в Гер­ма­нии, М. Ф. Шак­ка – в Ита­лии) и ря­да др. школ. В 1970-е гг. Н. на­чи­на­ет по­сте­пен­но ут­ра­чи­вать свои ли­ди­рую­щие по­зи­ции, ус­ту­пая их пред­ста­ви­те­лям разл. вер­сий ка­то­лич. мо­дер­низ­ма.

Клас­сич. ва­ри­ан­ты ср.-век. схо­ла­сти­ки бы­ли свя­за­ны с обос­но­ва­ни­ем ис­тин ве­ры при по­мо­щи их фи­лос. ос­мыс­ле­ния. Эта ори­ен­та­ция со­хра­ня­ет­ся и в Н. 20–21 вв. Од­на­ко ме­ня­ет­ся стиль ра­бо­ты с тек­ста­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния и Свя­щен­но­го Пре­да­ния, на­сле­ди­ем ан­тич­ных и ср.-век. ав­то­ров. Пред­ста­ви­те­ли Н. ис­хо­дят из них, пред­при­ни­мая фи­лос. ис­тол­ко­ва­ние бы­тий­ных ос­нов ми­ро­зда­ния и че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния, мо­ра­ли и об­ществ. жиз­ни, но не по­ся­га­ют при этом на ав­то­но­мию нау­ки и соз­да­ва­емые ею кон­крет­ные кон­цеп­ции: на­уч. кар­ти­на ми­ра рас­смат­ри­ва­ет­ся как впол­не со­вмес­ти­мая с ре­лиг.-фи­лос. ра­кур­сом его ос­мыс­ле­ния. В 20 в. в Н. про­ис­хо­дит свое­об­раз­ный ан­тро­по­ло­гич. по­во­рот, при­во­дя­щий к син­те­зу на­сле­дия клас­си­ков ре­лиг.-фи­лос. мыс­ли эпо­хи пат­ри­сти­ки и Сред­не­ве­ко­вья с ме­то­до­ло­гич. ин­ст­ру­мен­та­ри­ем разл. на­прав­ле­ний но­во­ев­ро­пей­ской фи­ло­со­фии – уче­ния И. Кан­та, фе­но­ме­но­ло­гии, гер­ме­нев­ти­ки, нем. фи­ло­соф­ской ан­тро­по­ло­гии, пер­со­на­лиз­ма. Этот по­во­рот обу­сло­вил по­пу­ляр­ность то­ми­ст­ско-ав­гу­сти­ни­ан­ско­го син­те­за, наи­бо­лее яр­ко пред­став­лен­но­го в кон­цеп­ции К. Ра­не­ра, ас­си­ми­ли­ро­вав­ше­го, в ча­ст­но­сти, идеи Кан­та и М. Хай­дег­ге­ра. Н. уде­ля­ет осо­бое вни­ма­ние мно­го­об­ра­зию язы­ков куль­ту­ры, ка­ж­дый из ко­то­рых, ри­суя оп­ре­де­лён­ный сег­мент су­ще­го, ука­зы­ва­ет вме­сте с тем на транс­цен­дент­ное на­ча­ло как ис­точ­ник ми­ро­зда­ния. При­ня­тие гер­ме­нев­тич. под­хо­да и осоз­на­ние от­но­си­тель­но­сти лю­бых куль­тур­ных кон­тек­стов по­зво­ля­ет рас­смат­ри­вать их в ка­че­ст­ве не­из­мен­но­го фо­на го­ри­зон­та аб­со­лют­но­го (Э. Ко­рет), да­ёт воз­мож­ность по­сто­ян­ной ин­тер­пре­та­ции разл. гра­ней че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти в пер­спек­ти­ве воз­ве­де­ния их к выс­шей ре­аль­но­сти (К. Ю. Вой­ты­ла). Гиб­ко реа­ги­руя на со­ци­аль­ные из­ме­не­ния и транс­фор­ма­цию куль­ту­ры, пред­ста­ви­те­ли Н. стре­мят­ся вы­ра­бо­тать об­нов­лён­ные вер­сии ре­лиг.-фи­лос. ин­тер­пре­та­ции че­ло­ве­ка и его мес­та в ми­ре.

Вернуться к началу