НАНСИ́
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАНСИ́ (Nancy) Жан Люк (p. 26.7.1940, Кодеран, ныне в черте Бордо), франц. философ. Изучал философию в Париже, затем преподавал в Кольмаре; с 1968 преподавал в Ин-те философии в Страсбуре. После защиты в 1973 диссертации (под рук. П. Рикёра) преподавал в Страсбурском ун-те гуманитарных наук. Испытал влияние И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, М. Хайдеггера и Ж. Деррида, сочинения которых явились источником его устойчивого интереса к ситуациям «философии на пределе», когда она ставит под вопрос саму свою возможность. Н. исследует «предел» гегелевской диалектики («Спекулятивная ремарка» – «La remarque spéculative», 1973), картезианского понятия субъекта («Ego sum», 1979) и кантовского закона («Категорический императив» – «L’Impératif catégorique», 1983). Взаимоотношениям философии и литературы посвящены «Logodaedalus» (1976), а также написанные совм. с Ф. Лаку-Лабартом «Заголовок письма» («Le titre de la lettre», 1973) и «Литературный абсолют» («L’absolu littéraire», 1978). Критич. анализ «смысла» как противоположного означиванию (сигнификации) дан в работе «Забвение философии» («L’oubli de la philosophie», 1986).
В наиболее известном сочинении Н. – «Непроизводящее сообщество» («La communauté désœuvrée», 1986, рус. пер. 2009) предпринята филос. деконструкция традиц. взглядов на общество. Оно рассматривается вне производимой им работы по реализации той или иной – всегда бесконечной – идентичности. Сообщество – это явленный в «совместном бытии» (l’être-en-commun) и сообща переживаемый опыт конечности, который предшествует языковой коммуникации и раскрывается в смерти. Эти идеи были развиты затем в «Опыте свободы» («L’expérience de la liberté», 1988). В ряде работ 2000-х гг. рассматриваются проблемы «мондиализации» (вариант истолкования глобализации), христианства, демократии.