Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НА́ВЫК

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 650

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НА́ВЫК, уме­ние ре­шать тот или иной вид за­да­чи, до­ве­дён­ное до ав­то­ма­тиз­ма пу­тём уп­раж­не­ния. Ча­ще все­го го­во­рят о дви­га­тель­ных Н., но не­ред­ко так­же о пер­цеп­тив­ных, мне­ми­че­ских, мыс­ли­тель­ных, ре­че­вых, ком­му­ни­ка­тив­ных. Вся­кий но­вый спо­соб дей­ст­вия, про­те­кая пер­во­на­чаль­но как са­мо­стоя­тель­ное, раз­вёр­ну­тое и соз­на­тель­ное, в ре­зуль­та­те мно­го­крат­ных по­вто­ре­ний на­чи­на­ет осу­ще­ст­в­лять­ся уже в ка­че­ст­ве ав­то­ма­ти­че­ски вы­пол­няе­мо­го (не тре­бую­ще­го вни­ма­ния и соз­на­тель­но­го кон­тро­ля) ком­по­нен­та дей­ст­вия, т. е. Н. Эта­пы об­ра­зо­ва­ния и пла­но­мер­но­го фор­ми­ро­ва­ния дви­га­тель­ных Н. у че­ло­ве­ка под­роб­но про­сле­же­ны в ра­бо­тах Н. А. Берн­штей­на. Н. иг­ра­ют ог­ром­ное зна­че­ние в лю­бой про­фес­сио­наль­ной, учеб­ной и бы­то­вой дея­тель­но­сти, во мно­гом оп­ре­де­ляя уро­вень мас­тер­ст­ва при её вы­пол­не­нии.

В экс­пе­ри­мен­тах с жи­вот­ны­ми хо­ро­шо изу­че­ны Н. про­хо­ж­де­ния ла­би­рин­тов, на­хо­ж­де­ния об­ход­но­го пу­ти во­круг пре­гра­ды, ин­ст­ру­мен­таль­ные Н. и др. С по­вы­ше­ни­ем об­ще­го уров­ня ор­га­ни­за­ции пси­хи­ки жи­вот­ных воз­рас­та­ет гиб­кость Н., спо­соб­ность к их пе­ре­но­су в но­вые си­туа­ции. Боль­шое прак­тич. зна­че­ние име­ет дрес­си­ров­ка, ко­гда Н. у жи­вот­ных вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся под це­ле­на­прав­лен­ным воз­дей­ст­ви­ем че­ло­ве­ка.

Лит.: Ход­жа­ва З. И. Про­бле­ма на­вы­ка в пси­хо­ло­гии. Тб., 1960; Галь­пе­рин П. Я., Та­лы­зи­на Н. Ф. Фор­ми­ро­ва­ние зна­ний и уме­ний на ос­но­ве тео­рии по­этап­но­го ус­вое­ния ум­ствен­ных дей­ст­вий. М., 1968; Берн­штейн Н. А. О лов­ко­сти и ее раз­ви­тии. М., 1991; он же. Био­ме­ха­ни­ка и фи­зио­ло­гия дви­же­ний: из­бран­ные пси­хо­ло­ги­че­ские тру­ды. М.; Во­ро­неж, 2008.

Вернуться к началу