Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОСС

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 319-320

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Б. Гофман

МОСС (Mauss) Мар­сель (10.5.1872, Эпи­наль, деп-т Во­ге­зы – 10.2.1950, Па­риж), франц. со­цио­лог, эт­но­лог, со­ци­аль­ный ан­тро­по­лог. Учил­ся в Ун-те Бор­до. Ру­ко­во­дил ка­фед­рой ис­то­рии ре­ли­гий не­ци­ви­ли­зо­ван­ных на­ро­дов Выс­шей шко­лы прак­тич. ис­сле­до­ва­ний (с 1901), проф. со­цио­ло­гии в Кол­леж де Франс (с 1931). Пле­мян­ник, уче­ник и со­труд­ник Э. Дюрк­гей­ма, ра­бо­тал в ос­но­ван­ной им Франц. со­цио­ло­гич. шко­ле, ру­ко­во­дил ею по­сле смер­ти Дюрк­гей­ма. Ак­тив­ный уча­ст­ник со­циа­ли­стич. и коо­пе­ра­тив­но­го дви­же­ния, вме­сте с Ж. Жо­ре­сом ос­но­вал в 1904 газ. «L’Humanité».

В ра­бо­те «О не­ко­то­рых пер­во­быт­ных фор­мах клас­си­фи­ка­ции» («De quelques formes primitives de classification», 1903, совм. с Э. Дюрк­гей­мом) на эт­но­гра­фич. ма­те­риа­ле про­сле­жи­ва­лись со­ци­аль­ные ис­то­ки ло­гич. и кос­мо­ло­гич. пред­став­ле­ний и их за­ви­си­мость в пер­во­быт­ных об­ще­ст­вах от ти­па со­ци­аль­ных свя­зей, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми строи­лись кар­ти­ны ми­ра. В даль­ней­шем, от­ка­зав­шись от ан­ти­пси­хо­ло­гиз­ма Дюрк­гей­ма, М. в сво­их тру­дах, по­свя­щён­ных ис­сле­до­ва­нию ар­ха­ич. об­ществ (со­ци­аль­ной при­ро­ды ре­ли­гии, ма­гии, жерт­во­при­но­ше­ния, тра­ур­ных об­ря­дов и др.), стре­мил­ся к меж­дис­ци­п­ли­нар­но­му рас­кры­тию «це­ло­ст­но­го» че­ло­ве­ка в един­ст­ве его био­ло­гич., пси­хич. и со­цио­куль­тур­ных ха­рак­те­ри­стик. Для ме­то­до­ло­гии М. ха­рак­тер­на тен­ден­ция объ­яс­нять изу­чае­мые фак­ты из­нут­ри той куль­ту­ры, эле­мен­та­ми ко­то­рой они яв­ля­ют­ся. В клас­сич. ра­бо­те «Очерк о да­ре. Фор­ма и ос­но­ва­ние об­ме­на в ар­хаи­че­ских об­ще­ст­вах» («Essai sur le don. Forme et raison de l’échange dans les sociétés archaїques», 1924–25) он на ог­ром­ном ис­то­ри­ко-куль­тур­ном ма­те­риа­ле обос­но­вы­вал зна­че­ние да­ро­об­ме­на как уни­вер­саль­ной фор­мы об­ме­на до раз­ви­тия то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний. В этом тру­де М. вы­дви­нул идею «то­таль­ных со­ци­аль­ных фак­тов», про­ни­зы­ваю­щих все ин­сти­ту­ты кон­крет­но­го об­ще­ст­ва и вы­сту­паю­щих од­но­вре­мен­но как эко­но­ми­че­ские, юри­ди­че­ские, ре­ли­ги­оз­ные, эс­те­ти­че­ские и т. д.

В ра­бо­те «Тех­ни­ки те­ла» («Les Techniques du corps», 1936) М. обос­но­вал по­ло­же­ние о том, что да­же те фи­зич. дей­ст­вия лю­дей, ко­то­рые пред­став­ля­ют­ся био­ло­ги­че­ски де­тер­ми­ни­ро­ван­ны­ми и еди­но­об­раз­ны­ми, в разл. куль­ту­рах осу­щест­в­ля­ют­ся по-раз­но­му: пе­ре­да­вае­мые пу­тём вос­пи­та­ния куль­тур­ные об­раз­цы влия­ют на спо­со­бы ходь­бы, бе­га, пла­ва­ния, ды­ха­ния, ро­дов, корм­ле­ния и но­ше­ния мла­ден­цев, фи­зич. от­ды­ха и т. п.

М. ока­зал су­ще­ст­вен­ное влия­ние на раз­ви­тие со­ци­аль­ных и гу­ма­ни­тар­ных на­ук во Фран­ции, его идеи раз­ви­ва­ли Г. Д. Гур­вич, К. Ле­ви-Строс, Л. Дю­мон, М. Мер­ло-Пон­ти, Ж. Ба­тай, Ж. Дер­ри­да, Ж. Бод­рий­яр и др. С 1981 из­да­ёт­ся (А. Кайе и др.) ж. «Revue du MAUSS».

Соч.: Manuel d’ethnographie. P., 1947. P., 2002; Sociologie et anthropologie. 3 éd. P., 1973; Œuvres. P., 1974–1979. Vol. 1–3; Со­ци­аль­ные функ­ции свя­щен­но­го. СПб., 2000; Об­ще­ст­ва. Об­мен. Лич­ность / Вступ. ст. А. Б. Гоф­ма­на. 2-е изд. М., 2011.

Лит.: Karsenti B. M. Mauss: le fait social total. P., 1994; Mauss: hier et aujourd’hui // De la logique des lois. Gen.; P., 1996; M. Mauss: a centenary tribute / Ed. W. James, N. J. Allen. N. Y.; Oxf., 1998; Гоф­ман АБ. Два под­хо­да к оцен­ке боль­ше­виз­ма: М. Мосс и Н. Бер­дяев // Гоф­ман А. Б. Клас­си­че­ское и со­вре­мен­ное. М., 2003; Caillé A. Dé-penser l’écono­mique. P., 2005; idem. Anthropologie du don. P., 2007; Fournier M. M. Mauss. Princeton; Oxf., 2006.

Вернуться к началу