Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУ́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 688-689

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Громов

МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУ́РЫ, со­об­ще­ст­ва мо­ло­дё­жи, об­ла­даю­щие раз­ра­бо­тан­ны­ми сис­те­ма­ми иден­ти­фи­ци­рую­щих при­зна­ков: са­мо­на­зва­ни­ем, сис­те­мой цен­но­стей, обы­чая­ми, нор­ма­ми, имид­жем, сти­лем по­ве­де­ния, эс­те­тич. пред­поч­те­ния­ми. Наи­бо­лее зна­чи­мым фак­то­ром, объ­е­ди­няю­щим лю­дей в М. с., яв­ля­ет­ся та или иная со­вме­ст­ная дея­тель­ность (за­ня­тия спор­том, про­слу­ши­ва­ние му­зы­ки, уча­стие в кон­флик­тах и др.). Цен­тром при­тя­же­ния для М. с. мо­гут стать фор­ма дея­тель­но­сти, по­ли­тич. по­зи­ция, муз. стиль, про­из­ве­де­ние иск-ва, вы­даю­щий­ся че­ло­век и др. М. с. час­то раз­ра­ба­ты­ва­ют соб­ст­вен­ную идео­ло­гию, но суб­куль­тур­ный стиль важ­нее идео­ло­гии (уча­ст­ни­ки М. с. лег­че от­сту­па­ют от идей­ных по­ло­же­ний, чем от сти­ля).

В чис­ло мо­ло­дёж­ных со­об­ществ, по­ми­мо М. с., вхо­дят груп­пы разл. ти­пов – дру­же­ские ком­па­нии, дво­ро­вые груп­пи­ров­ки, учеб­но-тру­до­вые кол­лек­ти­вы и т. д. Со­глас­но сло­жив­шей­ся тра­ди­ции, под М. с. по­ни­ма­ют со­об­ще­ст­ва, свя­зан­ные с до­су­го­вой дея­тель­но­стью (т. н. не­фор­маль­ные объ­е­ди­не­ния).

М. с. в их совр. ви­де воз­ник­ли в сер. 20 в., по­сле окон­ча­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны. Их по­яв­ле­ние бы­ло обу­слов­ле­но раз­ви­ти­ем об­ществ «за­пад­но­го» ти­па, по­ощ­ряю­щих про­яв­ле­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, лич­ной ак­тив­но­сти, в ча­ст­но­сти уве­ли­че­ни­ем дли­тель­но­сти со­циа­ли­за­ции пе­ред всту­п­ле­ни­ем во взрос­лую жизнь (что при­ве­ло к по­яв­ле­нию у мо­ло­дых лю­дей сво­бод­но­го вре­ме­ни) и рос­том бла­го­сос­тоя­ния. М. с. наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны в го­ро­дах, осо­бен­но круп­ных.

Ген­дер­ный со­став М. с. не­од­но­ро­ден. Прак­ти­че­ски пол­но­стью муж­ски­ми яв­ля­ют­ся со­об­ще­ст­ва с вы­со­ким уров­нем аг­рес­сив­но­сти и бру­таль­ной мас­ку­лин­но­сти (спор­тив­ные бо­лель­щи­ки, скин­хе­ды, рэ­пе­ры и т. п.). Чем ни­же уров­ни этих по­ка­за­те­лей, тем боль­ше в М. с. де­ву­шек, напр. у хип­пи, го­тов и др. В це­лом у де­ву­шек от­ме­ча­ет­ся мень­ший, чем у юно­шей, ин­те­рес к уча­стию в М. с., что объ­яс­ня­ет­ся их боль­шей на­прав­лен­но­стью на ин­тим­но-лич­но­ст­ное об­ще­ние, а не на со­вме­ст­ную груп­по­вую дея­тель­ность.

По со­ци­аль­но­му со­ста­ву сре­ди уча­ст­ни­ков М. с. пре­об­ла­да­ют мо­ло­дые лю­ди из «сред­не­го клас­са», об­ла­даю­щие до­ста­точ­но вы­со­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния; в со­об­ще­ст­вах с вы­со­ким уров­нем аг­рес­сив­но­сти вы­со­ка до­ля «улич­ной» мо­ло­дё­жи с низ­ким уров­нем об­ра­зо­ва­ния.

Дея­тель­ность М. с. пред­по­ла­га­ет на­ли­чие спец. ло­ку­сов ком­му­ни­ка­ции – мест встреч, удоб­ных для об­ще­ния, обыч­но на­хо­дя­щих­ся в центр. час­ти го­ро­да, зна­ко­вых для М. с. ме­ро­прия­тий (кон­цер­ты, ак­ции, спор­тив­ные со­рев­но­ва­ния и др.).

Сис­те­ма сим­во­лов М. с., как пра­ви­ло, пред­по­ла­га­ет про­ти­во­пос­тав­ле­ние се­бя «взрос­лой», до­ми­ни­рую­щей куль­ту­ре (см. Контр­куль­ту­ра). Ино­гда это про­яв­ля­ет­ся в де­ст­рук­тив­ном по­ве­де­нии, свя­зан­ном с оп­по­зи­ция­ми: доб­ро­по­ря­доч­ность – кри­ми­наль­ность, ста­тич­ность – экс­тре­маль­ность, чис­то­та – грязь, сдер­жан­ность – рас­пу­щен­ность и т. д. Од­на­ко это про­ти­во­пос­тав­ле­ние не­обя­за­тель­но име­ет де­ст­рук­тив­ный ха­рак­тер. Так, ес­ли «взрос­лая» куль­ту­ра вос­при­ни­ма­ет­ся как куль­ту­ра чис­то­га­на и ко­ры­ст­но­сти, в суб­куль­тур­ные цен­но­сти мо­гут вхо­дить бес­ко­ры­ст­ность и взаи­мо­по­мощь и т. п.

Фор­мы М. с. не­ред­ко за­им­ст­ву­ют­ся, но при пе­ре­но­се на ме­ст­ную поч­ву мо­гут за­мет­но из­ме­нять­ся (так, рэп-куль­ту­ра, пе­ре­не­сён­ная из нег­ри­тян­ских квар­та­лов США, в Рос­сии ис­пы­та­ла влия­ние тра­ди­ций улич­ной, «па­цан­ской» сре­ды). Близ­кие по сти­лю М. с. в разл. ре­гио­нах ми­ра мо­гут воз­ни­кать не­за­ви­си­мо друг от дру­га, под влия­ни­ем сход­ных фак­то­ров (напр., сов. сти­ля­ги по­хо­ди­ли на поя­вив­ших­ся позд­нее англ. тэд­ди-бо­ев и мо­дов). Раз­ви­тие М. с. всё бо­лее тес­но свя­за­но с раз­ви­ти­ем вир­ту­аль­но­го про­стран­ст­ва, осо­бен­но Ин­тер­не­та. Поя­ви­лась тен­ден­ция к раз­мы­ва­нию М. с., обу­слов­лен­но­му ши­ро­ким вы­бо­ром сти­ле­вых воз­мож­но­стей (осо­бен­но в ме­га­по­ли­сах), ин­тен­сив­ны­ми ин­фор­мац. по­то­ка­ми и т. д.

Стра­те­гии взаи­мо­от­но­ше­ния мо­ло­дых лю­дей с М. с. су­гу­бо ин­ди­ви­ду­аль­ны – от вклю­чён­но­сти в боль­шое ко­ли­че­ст­во М. с. до их иг­но­ри­ро­ва­ния. Всту­п­ле­ние в М. с. на­чи­на­ет­ся при­мер­но с 15–16 лет, ко­гда сфе­ра ин­те­ре­сов мо­ло­до­го че­ло­ве­ка вы­хо­дит за пре­де­лы се­мьи и шко­лы. По­те­ря ин­те­ре­са к М. с. свя­за­на с взрос­ле­ни­ем, вклю­чён­но­стью в но­вые со­ци­аль­ные свя­зи – по­сту­п­ле­ни­ем на ра­бо­ту, соз­да­ни­ем се­мьи, ро­ж­де­ни­ем де­тей. Не­боль­шой про­цент уча­ст­ни­ков ос­та­ёт­ся в М. с. во взрос­лом воз­рас­те, вы­сту­пая как хра­ни­те­ли суб­куль­тур­ных тра­ди­ций. В це­лом уча­стие в М. с., как и в мо­ло­дёж­ных со­об­ще­ст­вах во­об­ще, спо­соб­ст­ву­ет со­циа­ли­за­ции мо­ло­дых лю­дей: в до­су­го­вых со­об­ще­ст­вах вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся на­вы­ки об­ще­ния, са­мо­пре­зен­та­ции, меж­лич­но­ст­но­го взаи­мо­дей­ст­вия, эмо­цио­наль­но­го реа­ги­ро­ва­ния.

Лит.: Brake M. Comparative youth culture: the sociology of youth cultures and youth sub­cultures in America, Britain and Canada. L., 1985; Thornton S. Club cultures: music, media, and subcultural capital. Camb., 1995; Мо­ло­деж­ные дви­же­ния и суб­куль­ту­ры Пе­тер­бур­га. СПб., 1999; Омель­чен­ко Е. Л. Мо­ло­деж­ные куль­ту­ры и суб­куль­ту­ры. М., 2000; Со­вре­мен­ный го­род­ской фольк­лор. М., 2003; Ще­пан­ская Т. Б. Сис­те­ма: тек­сты и тра­ди­ции суб­куль­ту­ры. М., 2004; Юно­ше­ские суб­куль­ту­ры Ура­ла. Ека­те­рин­бург, 2005; Green­berg A. Youth subcultures: exploring under­ground America. N. Y., 2006; Harris A. Next wave cultures: feminism, subcultures, acti­vism. N. Y., 2008; Мо­ло­деж­ные суб­куль­ту­ры Мо­ск­вы. М., 2009.

Вернуться к началу