Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИЛЛС

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 315

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Г. Подвойский

МИЛЛС (Mills) Чарлз Райт (28.8.1916, Уэй­ко, штат Те­хас – 20.3.1962, Най­ак, штат Нью-Йорк), амер. со­цио­лог и пуб­ли­цист. Учил­ся в Те­хас­ском ун-те в Ос­ти­не (1935–39), за­тем в Вис­кон­син­ском ун-те в Ма­ди­со­не (1939–41). С 1941 ра­бо­тал в Ун-те Мэ­ри­лен­да (г. Кол­ледж-Парк), с 1945 в Ко­лум­бий­ском ун-те (ру­ко­во­дил от­де­лом со­цио­ло­гии тру­да в Бю­ро при­клад­ных со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний, проф. с 1956).

Взгля­ды М. фор­ми­ро­ва­лись под влия­ни­ем амер. праг­ма­тиз­ма, мар­ксиз­ма, ис­то­ри­че­ской со­цио­ло­гии М. Ве­бе­ра. В ра­бо­тах, по­свя­щён­ных ис­сле­до­ва­нию со­ци­аль­ной струк­ту­ры и рас­пре­де­ле­ния вла­сти в амер. об­ще­ст­ве сер. 20 в., М. кон­ста­ти­ро­вал по­сте­пен­ный уход с ис­то­рич. сце­ны «ста­ро­го сред­не­го клас­са» (мел­ких и сред­них сво­бод­ных пред­при­ни­ма­те­лей, в т. ч. сель­ских), тра­ди­ци­он­но яв­ляв­ше­го­ся ос­но­вой су­ще­ст­во­ва­ния де­мо­кра­тич. по­ряд­ков в США. Круп­ные кор­по­ра­ции, иг­ра­ю­щие ве­ду­щую роль в эко­но­мич. жиз­ни и функ­цио­ни­рую­щие в со­от­вет­ст­вии с прин­ци­па­ми ин­ст­ру­мен­таль­но-тех­нич. ра­цио­наль­но­сти, соз­да­ют бю­ро­кра­ти­зи­ров. ие­рархические струк­ту­ры управ­ле­ния людь­ми и ве­ща­ми, по­ро­ж­дая сре­ду тру­да, ха­рак­те­ри­зую­щую­ся стан­дар­ти­за­ци­ей, обез­ли­чен­но­стью и от­чу­ж­де­ни­ем. Кон­крет­ные по­зи­ции в та­ких ор­га­ни­за­ци­ях за­ни­ма­ют пред­ста­ви­те­ли «но­во­го сред­не­го клас­са» – офис­ные слу­жа­щие, «ме­нед­же­ры» раз­ных уров­ней, ра­бо­таю­щие за зар­пла­ту и не яв­ля­ю­щие­ся не­за­ви­си­мы­ми «соб­ст­вен­ни­ка­ми сво­его де­ла» («Бе­лые во­рот­нич­ки: аме­ри­кан­ские сред­ние клас­сы» – «White col­lar: the American middle classes», 1951). Воз­ни­ка­ет ти­пич­ный об­раз «жиз­не­ра­до­ст­но­го ро­бо­та», че­ло­ве­ка, оза­бо­чен­но­го карь­ер­ным рос­том и де­ло­вым ус­пе­хом, пре­стиж­ным по­треб­ле­ни­ем как де­мон­стра­ци­ей сво­его ста­ту­са, «кон­фор­ми­ста на ра­бо­те» и «ге­до­ни­ста по­сле ра­бо­ты» – пас­сив­но­го в сво­ём мыш­ле­нии и по­ве­де­нии, «из­вне ори­ен­ти­ро­ван­но­го» про­дук­та ур­ба­ни­сти­че­ско­го мас­со­во­го об­ще­ст­ва и мас­со­вой куль­ту­ры.

На вер­ши­не об­ществ. пи­ра­ми­ды в США рас­по­ла­га­ет­ся «вла­ст­вую­щая эли­та» – не­мно­го­числ. оли­гар­хич. груп­па, со­стоя­щая из пред­ста­ви­те­лей круп­но­го биз­не­са, по­ли­тич. и во­ен­ной сфер, свя­зан­ная об­щи­ми ин­те­ре­са­ми, се­мей­ны­ми уза­ми, идео­ло­гич. ус­та­нов­ка­ми и куль­тур­ны­ми цен­но­стя­ми. Со­сре­до­то­чив в сво­их ру­ках осн. вла­ст­ные и эко­но­мич. ре­сур­сы, сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции и ин­стру­мен­ты со­ци­аль­но­го кон­тро­ля, она осу­ще­ст­в­ля­ет цен­тра­ли­зо­ван­ное, ав­то­ри­тар­но-ди­рек­тив­ное управ­ле­ние в разл. об­лас­тях со­ци­аль­ной жиз­ни («Вла­ст­вую­щая эли­та» – «The power elite», 1956, рус. пер. 1959).

В кн. «Со­цио­ло­ги­че­ское во­об­ра­же­ние» («The Sociological imagination», 1959, рус. пер. 1998) М. вы­сту­пил с кри­ти­кой струк­тур­но­го функ­цио­на­лиз­ма Т. Пар­сон­са (т. н. вы­со­кой тео­рии) и ме­то­доло­гии ко­ли­че­ст­вен­ных ис­сле­до­ва­ний П. Ла­зарс­фель­да и др. (т. н. аб­ст­ракт­но­го эм­пи­риз­ма) с ха­рак­тер­ны­ми для них ана­ли­ти­че­ской ори­ен­ти­ро­ван­но­стью, при­ма­том фор­маль­но-про­це­дур­ных ас­пек­тов над со­дер­жа­тель­ны­ми, со­сре­до­то­чен­но­стью на про­бле­мах ин­те­гра­ции и ста­биль­но­сти и не­дос­та­точ­ным вни­ма­ни­ем к кон­флик­там, об­ществ. из­ме­не­ни­ям, яв­ле­ни­ям ано­мии и от­кло­няю­ще­го­ся по­ве­де­ния. Про­воз­гла­шён­ная М. стра­те­гия «со­цио­ло­гич. во­об­ра­же­ния» пред­по­ла­га­ла ус­та­нов­ле­ние свя­зи ме­ж­ду по­все­днев­ны­ми про­бле­ма­ми, био­гра­фич. си­туа­ци­ей лю­дей и групп и ши­роким со­ци­аль­но-ис­то­рич. кон­тек­стом их жиз­ни.

Ра­бо­ты М. ока­за­ли зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие кри­тич. на­прав­ле­ния в зап. со­цио­ло­гии 2-й пол. 20 в. (А. У. Го­улд­нер и др.) и ста­ли од­ним из ис­точ­ни­ков идео­ло­гии но­вых ле­во­де­мо­кра­тич. дви­же­ний в США.

Соч.: The causes of World War Three. N. Y., 1958; Listen, Yankee: the revolution in Cuba. N. Y., 1960; Power, politics and people: The col­lected essays. N. Y., 1963; Character and social structure: the psychology of social institutions. N. Y., 1964 (with H. H. Gerth); Sociology and pragmatism: the higher learning in America. N. Y., 1964; Letters and autobiographical wri­tings. Berk., 2000; The new men of power: America’s labor leaders. Urbana, 2001.

Лит.: The new sociology: essays in social sci­ence and social theory. N. Y., 1971; Aptheker H. The world of C. W. Mills. Millwood, 1977; Ко­ро­вин В. Ф. Ос­нов­ные про­бле­мы «но­вой со­цио­ло­гии» Р. Мил­лса. М., 1977; Eldridge J. C. W. Mills. Chichester, 1983; Horo­witz I. L. C. W. Mills: an American uto­pi­an. N. Y., 1983; Hess A. Die politische So­ziologie C. W. Mills’: Ein Beitrag zur politischen Ideengeschichte. Opladen, 1995; Ис­то­рия тео­ре­ти­че­ской со­цио­ло­гии. СПб., 2000. Т. 4; Brewer J. D. C. W. Mills and the ending of violence. N. Y., 2003; По­ля­ко­ва Н. Л. ХХ век в со­цио­ло­ги­че­ских тео­ри­ях об­ще­ст­ва. М., 2004; Hayden T., Flacks R., Aronowitz S., Lemert C. Radical nomad: C. W. Mills and his times. Boulder, 2006; Kerr K. Postmodern cowboy: C. W. Mills and a new 21st century sociology. Boulder, 2009; Geary D. Radical ambition: C. W. Mills, the left, and American social thought. Berk., 2009.

Вернуться к началу