Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕЛИ́СС САМО́ССКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 675

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

МЕЛИ́СС САМО́ССКИЙ (Μέλισσος) (5 в. до н. э.), др.-греч. фи­ло­соф, за­вер­ши­тель и сис­те­ма­ти­за­тор тра­ди­ции элей­ской шко­лы. Ар­ха­ич. тем­но­та сти­хов Пар­ме­ни­да по­бу­ди­ла М. С. дать яс­ное про­заи­че­ское из­ло­же­ние элей­ско­го те­че­ния с раз­вёр­ну­той ар­гу­мен­та­ци­ей. Фи­лос. трак­тат М. С. «О при­ро­де, или О су­щем» из­вес­тен в осн. по кон­спек­там Сим­пли­кия и псев­доари­сто­те­лев­ско­му со­чи­не­нию «О Ме­лис­се, Ксе­но­фа­не, Гор­гии». Из ис­ход­но­го по­сту­ла­та «не­что есть» М. С. де­ду­ци­ру­ет все ат­ри­бу­ты су­ще­го: оно веч­но од­но (т. к. два бес­ко­неч­ных гра­ни­чи­ли бы ме­ж­ду со­бой), од­но­род­но (т. к. не­од­но­род­ность им­пли­ци­рует мно­же­ст­вен­ность), не под­вер­же­но из­ме­не­ни­ям (рос­ту и убы­ли, транс­фор­ма­ции) и аф­фек­там (бо­ли, пе­ча­ли), не­под­виж­но (т. к. не­об­хо­ди­мая пред­по­сыл­ка дви­же­ния – су­ще­ст­во­ва­ние пус­то­ты, но пус­то­та – «ни­что»). По­лу­чен­ный т. о. ап­ри­ор­ный кри­те­рий ре­аль­но­сти оп­ро­вер­га­ет дан­ные чув­ст­вен­но­го опы­та: ес­ли бы фе­но­ме­ны ми­ра мне­ния-док­сы бы­ли ре­аль­ны, то ка­ж­дый из них (напр., «зем­ля, во­да, воз­дух, огонь, же­ле­зо») дол­жен был бы об­ла­дать ат­ри­бу­та­ми «то­го, что есть», а это не­воз­мож­но. Ар­гу­мент о бес­те­лес­нос­ти еди­но­го су­ще­го (те­ло об­ла­да­ет «тол­щи­ной», тол­щи­на им­пли­ци­ру­ет на­ли­чие час­тей, час­ти – мно­же­ст­вен­ность, ср. ан­ти­но­мию мно­же­ст­ва у Зе­но­на Элей­ско­го) ос­но­ван на пред­по­ло­же­нии, что бес­ко­неч­ная про­тя­жён­ность и «пол­но­та» ис­клю­ча­ет «бес­те­лес­ность». Ука­за­ние на от­сут­ст­вие «бо­ли» и «пе­ча­ли» в бы­тии сви­де­тель­ст­ву­ет об эти­ко-пси­хо­ло­гич. из­ме­ре­нии су­ще­го, оче­вид­но слу­жив­ше­го па­ра­диг­мой внутр. спо­кой­ст­вия и ду­шев­ной не­уяз­ви­мо­сти муд­ре­ца. От­сту­п­ле­ний от Пар­ме­ни­да у М. С. не­мно­го (бес­ко­неч­ность бы­тия, от­каз от «веч­но­го на­стоя­ще­го»), но его ар­гу­мен­та­ция дос­та­точ­но ори­ги­наль­на.

Ис­точн.: Melissus Samius. Testimonianze e fram­menti / Ed. G. Reale. Firenze, 1970; Фраг­мен­ты ран­них гре­че­ских фи­ло­со­фов / Изд. А. В. Ле­бе­дев. М., 1989. Ч. 1.

Вернуться к началу