Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАТФЕ́Й ИЗ АКВАСПА́РТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 388

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Апполонов

МАТФЕ́Й ИЗ АКВАСПА́РТЫ (Matthaeus ab Aquasparta) [ок. 1240, Ак­вас­пар­та (ны­не Ак­ку­ас­пар­та), Ум­брия – 29.10.1302, Рим], итал. бо­го­слов и фи­ло­соф. Ро­дил­ся в ари­сто­кра­тич. се­мье Бен­ти­вен­ги. Ок. 1254 всту­пил в фран­ци­скан­ский ор­ден. Учил­ся в Па­риж­ском ун-те (ве­ро­ят­но, не­по­сред­ст­вен­но у Бо­на­вен­ту­ры), пре­по­да­вал в Бо­ло­нье и Па­ри­же, а так­же за­ни­мал долж­ность лек­то­ра-тео­ло­га при Пап­ской ку­рии в Ри­ме (с 1279). В 1287–1289 ге­не­рал фран­ци­скан­ско­го ор­де­на, с 1288 кар­ди­нал и епи­скоп Пор­ту.

Осн. соч.: «Ком­мен­та­рии к "Сен­тен­ци­ям" Пет­ра Лом­бард­ско­го», «Во­про­сы на сво­бод­ную те­му» («Quodlibeta»), «Дис­кус­си­он­ные во­про­сы» («Quaestio­nes disputatae»). М. раз­де­лял осн. идеи ав­гу­сти­ни­ан­ст­ва, как они бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны Бо­на­вен­ту­рой, при этом М. до­пол­нял клас­сич. ав­гу­сти­нов­ское уче­ние о Бо­же­ст­вен­ной ил­лю­ми­на­ции ари­сто­те­лев­ской тео­ри­ей аб­ст­ра­ги­ро­ва­ния. В про­ти­во­вес Фо­ме Ак­вин­ско­му, М. ут­вер­ждал воз­мож­ность ин­тел­лек­ту­аль­но­го по­зна­ния еди­нич­ных ве­щей «по от­дель­но­сти и как та­ко­вых», а так­же спо­соб­ность че­ло­ве­ка по­зна­вать свою ду­шу по­сред­ст­вом ин­тел­лек­ту­аль­ной ин­туи­ции.

Соч.: Quaestiones disputatae de fide et de cognitione. Florentiae, 1957; Во­про­сы о ве­ре. Во­про­сы о по­зна­нии // Ис­то­ри­ко-фи­ло­соф­ский еже­год­ник. 2000. М., 2002.

Лит.: Гарн­цев М. А. От Бо­на­вен­ту­ры к Дун­су Ско­ту: к ха­рак­те­ри­сти­ке ав­гу­сти­ни­ан­ст­ва вто­рой по­ло­ви­ны XIII – на­ча­ла XIV в. // Сред­ние ве­ка. М., 1988. Вып. 51; Matteo d’Ac­quasparta: francescano, filosofo, politico. Spo­leto, 1993.

Вернуться к началу