Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАТИ́ЛАЛ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 368

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Лысенко

МАТИ́ЛАЛ Би­мал Криш­на (1.6.1935, Джой­на­гар, Зап. Бен­га­лия – 8.6.1991), инд. фи­ло­соф и ло­гик. Окон­чил Сан­ск­рит­ский кол­ледж (1957), где пре­по­да­вал до 1962. С 1962 про­дол­жил об­ра­зо­ва­ние в Гар­вар­де, ра­бо­тал над дис­сер­та­ци­ей по на­вья-ньяе, а так­же изу­чал зап. фи­ло­со­фию и ло­ги­ку (ма­те­ма­тич. ло­ги­ку у У. Ку­ай­на). С 1965 пре­по­да­вал в ун-тах Пен­силь­ва­нии и Чи­ка­го. Проф. Ун-та То­рон­то и Окс­форд­ско­го ун-та (с 1976). Ини­циа­тор из­да­ния ж. «Journal of Indian Philosophy» (с 1972). Ав­тор мно­го­числ. ра­бот по инд. ло­ги­ке, эпи­сте­мо­ло­гии, а так­же эти­ке, фи­ло­со­фии грам­ма­ти­ки и др.

М. ви­дел в инд. фи­ло­со­фии пре­ж­де все­го ра­цио­наль­ное ис­сле­до­ва­ние в про­ти­во­вес гос­под­ствую­щим сте­рео­ти­пам о её пре­им. ир­ра­цио­наль­ном и мис­тич. ха­рак­те­ре. От­стаи­вал реа­лизм ньяи в её про­ти­во­стоя­нии фи­лос. шко­лам буд­диз­ма. Ис­тол­ко­вы­вая инд. фи­ло­со­фию сквозь приз­му ана­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии, М. (по­доб­но Ф. И. Щер­бат­ско­му) под­чёр­ки­вал ак­ту­аль­ность инд. мыс­ли, её спо­соб­ность рас­ши­рить го­ри­зон­ты совр. зап. фи­ло­со­фии и стать ис­точ­ни­ком но­вых идей и под­хо­дов. Са­мо опи­са­ние инд. фи­лос. сис­тем на англ. язы­ке М. счи­тал ком­па­ра­тив­ной фи­ло­со­фи­ей, по­сколь­ку оно пред­став­ля­ет со­бой их ин­тер­пре­та­цию. Его со­вме­ст­ное фи­ло­соф­ст­во­ва­ние со мно­ги­ми зап. фи­ло­со­фа­ми (П. Стро­со­ном, М. Дам­ми­том и др.) спо­соб­ст­во­ва­ло рос­ту ин­те­ре­са к инд. фи­ло­со­фии в зап. ака­де­мич. сре­де.

Соч.: The Navya-nyâya doctrine of negation. Camb. (Mass.), 1968; Epistemology, logic, and grammar in Indian philosophical analysis. The Hague, 1971; Logical and ethical issues of re­li­gious belief. Calcutta, 1982; Logic, language, and reality. Delhi, 1985; Perception: an essay on classical Indian theories of knowledge. Oxf., 1986; The character of logic in India. Albany, 1988; The word and the world: India’s con­tri­bution to the study of language. Delhi; N. Y., 1990; Ethics and epics / Еd. Jonardon Ganeri. Oxf.; N. Y., 2002.

Лит.: Mohanty J. N. On Matilal’s under­stan­ding of Indian philosophy // Philosophy East and West. 1992. Vol. 43. № 3; Relativism, suf­fering and beyond: essays in memory of B. K. Matilal. Oxf., 1997.

Вернуться к началу