Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАТЕРИАЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 360

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Попов

МАТЕРИАЛИ́ЗМ (от лат. materia), фи­лос. те­че­ние, счи­таю­щее ос­но­во­по­ла­гаю­щим прин­ци­пом ре­аль­но­сти ма­те­ри­аль­ное (ве­ще­ст­вен­ное, те­лес­ное; см. Ма­те­рия). Тер­ми­ны «ма­те­риа­ли­сты» и «идеа­ли­сты» (см. Идеа­лизм) вве­де­ны Г. В. Лейб­ни­цем для обо­зна­че­ния сто­рон­ни­ков про­ти­во­по­лож­ных фи­лос. на­прав­ле­ний, пред­став­лен­ных «ги­по­те­за­ми Эпи­ку­ра и Пла­то­на» (к ма­те­риа­ли­стам Лейб­ниц от­но­сил по­сле­до­ва­те­лей Де­мок­ри­та, Т. Гоб­бса и др., «от­вер­гаю­щих вся­кую не­ма­те­ри­аль­ную суб­стан­цию»). В фи­лос. лек­си­ко­не И. Г. Валь­ха (1726) М. на­зы­ва­ет­ся уче­ние, до­пус­каю­щее толь­ко те­лес­ные и от­ри­цаю­щее ду­хов­ные суб­стан­ции и вы­во­дя­щее все со­бы­тия и дей­ст­вия при­род­ных тел толь­ко из осо­бен­но­стей ма­те­рии, её ве­ли­чи­ны, фи­гу­ры, тя­же­сти, разъ­еди­не­ния и со­еди­не­ния.

Франц. ме­ха­ни­стич. М. 18 в. (Ж. Ла­мет­ри, Д. Дид­ро, К. Гель­ве­ций, П. Голь­бах и др.), сло­жив­ший­ся на ос­но­ве но­во­ев­ро­пей­ско­го ма­те­ма­тич. ес­те­ст­во­зна­ния 17–18 вв. (пре­ж­де все­го ме­ха­ни­ки Г. Га­ли­лея и И. Нью­то­на) и воз­ро­ж­дён­но­го П. Гас­сен­ди и Р. Бой­лем ан­тич­но­го ато­миз­ма (его клас­сич. вы­ра­же­ни­ем яви­лась по­эма Лук­ре­ция «О при­ро­де ве­щей»), пред­став­ля­ет со­бой пер­вую за­кон­чен­ную сис­те­му ма­те­риа­ли­стич. ми­ро­по­ни­ма­ния с ха­рак­тер­ны­ми для не­го ра­ди­каль­ным ате­из­мом, ути­ли­та­ри­ст­ской эти­кой, сен­суа­ли­стич. тео­ри­ей по­зна­ния, трак­тов­кой «про­тя­жён­ной суб­стан­ции» Р. Де­кар­та как един­ст­вен­но­го и все­объ­ем­лю­ще­го прин­ци­па ми­ро­зда­ния (ма­те­рия как «ве­ли­кое це­лое», со­во­куп­ность все­го су­ще­ст­вую­ще­го в «Сис­те­ме при­ро­ды» Голь­ба­ха).

Л. Фей­ер­бах, кри­тик нем. клас­сич. идеа­лиз­ма, не счи­тая ис­ти­ной ни М., ни идеа­лизм, ни фи­зио­ло­гию, ни пси­хо­ло­гию (та­ко­вой яв­ля­ет­ся для не­го толь­ко «ан­тро­по­ло­гия»), ус­мат­ри­вал ис­точ­ник М. пре­ж­де все­го в при­ро­де че­ло­ве­ка как чув­ст­вен­но­го, те­лес­но­го су­ще­ст­ва, бо­лез­ни и стра­да­ния ко­то­ро­го не мо­гут уст­ра­нить ни­ка­кие «идеа­ли­сти­че­ские пред­пи­са­ния и ка­те­го­ри­че­ские им­пе­ра­ти­вы». Кон­цеп­ция Фей­ер­ба­ха, на­ря­ду с пе­ре­ос­мыс­лен­ной К. Мар­ксом и Ф. Эн­гель­сом диа­лек­тич. ло­ги­кой Г. В. Ф. Ге­ге­ля, яви­лась од­ним из ис­точ­ни­ков диа­лек­ти­че­ско­го ма­те­риа­лиз­ма, став­ше­го в 20 в. офиц. фи­лос. док­три­ной в СССР. По­ня­тие со­ци­аль­но-ис­то­рич. прак­ти­ки ле­жит в ос­но­ве раз­ра­ба­ты­вав­ше­го­ся Мар­ксом и Эн­гель­сом «ма­те­риа­ли­сти­че­ско­го по­ни­ма­ния ис­то­рии» (тер­мин «ис­то­ри­че­ский ма­те­риа­лизм» впер­вые упот­реб­лён Эн­гель­сом в 1892 во вве­де­нии к англ. пе­ре­во­ду его соч. «Раз­ви­тие со­циа­лиз­ма от уто­пии к нау­ке»), ко­то­рое ис­хо­дит из то­го, что «спо­соб про­из­вод­ст­ва ма­те­ри­аль­ной жиз­ни обу­слов­ли­ва­ет со­ци­аль­ный, по­ли­ти­че­ский и ду­хов­ный про­цес­сы жиз­ни во­об­ще» (Маркс К., Эн­гельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 7).

В сер. 19 в. в Гер­ма­нии воз­ни­ка­ет ес­те­ст­вен­но-на­уч. М., ори­ен­ти­ро­ван­ный на дос­ти­же­ния хи­мии и фи­зио­ло­гии (К. Фогт, Л. Бюх­нер, Я. Мо­ле­шотт). Вслед за П. Ж. Ж. Ка­ба­ни­сом, рас­смат­ри­вав­шим дея­тель­ность моз­га по ана­логии с про­цес­са­ми пи­ще­ва­ре­ния, Фогт в спо­ре с нем. фи­зио­ло­гом Р. Ваг­не­ром (т. н. спор о М. 1854) вы­дви­нул тезис о том, что мыс­ли так же со­от­но­сят­ся с моз­гом, как жёлчь с пе­че­нью и мо­ча с поч­ка­ми.

Нео­кан­тиа­нец Ф. А. Лан­ге в сво­ём фун­дам. труде «Ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма и кри­ти­ка его зна­че­ния в на­стоя­щее вре­мя» («Geschichte des Materialismus und Kri­tik seiner Bedeutung in der Gegen­wart», Bd 1–2, 1866, рус. пер., т. 1–2, 1881–83) вы­де­лял на­ря­ду с «тео­ре­ти­че­ским» М. так­же «эти­че­ский» М., воз­во­дя его к ан­тич­но­му ге­до­низ­му (Ари­стипп, Эпи­кур), а в Но­вое вре­мя ус­мат­ри­вая его в эти­ке А. Сми­та.

Во 2-й пол. 20 в. в рус­ле идей ана­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии в анг­лоязыч­ных стра­нах (Ве­ли­ко­бри­та­ния, США, Ка­на­да, Ав­ст­ра­лия) сло­жи­лось те­че­ние т. н. на­уч. М., пред­став­лен­но­го разл. вер­сия­ми фи­ло­со­фии соз­на­ния. Опи­ра­ясь на дан­ные ес­теств. на­ук (фи­зи­ки, фи­зио­ло­гии, ней­роп­си­хо­ло­гии, ког­ни­тив­ной нау­ки и др.), пред­ста­ви­те­ли это­го те­че­ния рас­смат­ри­ва­ют яв­ле­ния пси­хи­ки и соз­на­ния как эпи­фе­но­мен фи­зио­ло­гич. про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в моз­гу и цен­траль­ной нерв­ной сис­те­ме («тео­рия то­ж­де­ст­ва» – Г. Фейгль, США; Д. Арм­ст­ронг, Ав­ст­ра­лия; «ано­маль­ный мо­низм» Д. Дэ­вид­со­на; «эли­ми­на­тив­ный» М., уст­ра­няю­щий при опи­са­нии пси­хич. яв­ле­ний по­все­днев­ный язык «на­род­ной пси­хо­ло­гии» и за­ме­няю­щий его язы­ком ней­ро­фи­зио­ло­гии, – П. Черч­ленд, Р. Рор­ти), ис­тол­ко­вы­ва­ют их, по ана­ло­гии с ра­бо­той ком­пь­ю­те­ра («ин­фор­ма­ци­он­ные» и «вы­чис­ли­тель­ные» па­ра­диг­мы Х. Пат­нэм и Дж. Фо­до­ра), как «со­про­во­ж­дение» (су­пер­вен­цию) фи­зич. со­бы­тий (Д. Льюис) и т. п.

Лит.: Bloch E. Das Materialismusproblem, seine Geschichte und Substanz. Fr./M., 1972; Vitz­thum R. C. Materialism: an affirmative history and definition. Amherst, 1995; Materialism and the mind-body problems / Ed. D. Rosenthal. 2nd ed. Indianapolis, 2000; Лан­ге Ф. А. Ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма и кри­ти­ка его зна­че­ния в на­стоя­щее вре­мя: ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма до Кан­та. 3-е изд. М., 2009; он же. Ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма и кри­ти­ка его зна­че­ния в на­стоя­щее вре­мя: ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма по­сле Кан­та. 3-е изд. М., 2010. См. так­же лит. при ст. Ма­те­рия.

Вернуться к началу