Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАСЛО́У

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 285

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. А. Леонтьев

МАСЛО́У (Maslow) Аб­ра­хам Ха­рольд (1.4.1908, Нью-Йорк – 8.6.1970, Мен­ло-Парк, штат Ка­ли­фор­ния), амер. пси­хо­лог, ли­дер и один из ос­но­ва­те­лей гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии. Учил­ся в Нью-Йорк­ском кол­лед­же, Кор­нель­ском ун-те (1927), Ун-те Вис­кон­си­на (1928–34). Ас­си­стент Э. Л. Торн­дай­ка в Ко­лум­бий­ском учи­тель­ском кол­лед­же (1935–37), пре­по­да­ва­тель в Брук­лин­ском кол­лед­же (1937–51), проф. Ун-та Бран­дей­са (1951–1969); пре­зи­дент Амер. пси­хо­ло­гич. ас­со­циа­ции (1967–68). На­чав с ис­сле­до­ва­ний со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния при­ма­тов, в нач. 1940-х гг. М. об­ра­тил­ся к изу­че­нию выс­ших сущ­но­ст­ных про­яв­ле­ний че­ло­ве­ка – люб­ви, твор­че­ст­ва и др. В 1940-е гг. М. раз­ра­бо­тал тео­рию че­ло­ве­че­ской мо­ти­ва­ции, ос­но­ван­ную на вы­де­ле­нии 5 ие­рар­хич. уров­ней по­треб­но­стей («пи­ра­ми­да Мас­лоу»), на­чи­ная от фи­зио­логич. по­треб­но­стей и за­кан­чи­вая по­треб­но­стью в са­мо­ак­туа­ли­за­ции. Ис­хо­дя из то­го, что че­ло­век на­чи­на­ет ру­ко­вод­ство­вать­ся выс­ши­ми по­треб­но­стя­ми, ко­гда низ­шие удов­ле­тво­ре­ны, М. от­но­сил к чис­лу са­мо­ак­туа­ли­зи­рую­щих­ся лич­но­стей не бо­лее 1% лю­дей. В даль­ней­шем М. от­ка­зал­ся от этой жё­ст­кой по­сле­до­ва­тель­но­сти удов­ле­тво­ре­ния, вы­де­лив два клас­са мо­ти­вов: по­треб­но­сти де­фи­ци­та (ну­ж­ды) и по­треб­но­сти раз­ви­тия (са­мо­ак­туа­ли­за­ции).

Изу­чая жиз­нен­ные про­бле­мы са­мо­ак­туа­ли­зи­рую­щих­ся лю­дей, ко­то­рые ка­че­ст­вен­но от­лич­ны от нев­ро­тич. псев­до­проб­лем, стоя­щих пе­ред не­зре­лой лич­но­стью, М. за­нял­ся в 1960-е гг. раз­ра­бот­кой «пси­хо­ло­гии бы­тия» пол­но­цен­ной, раз­ви­той лич­но­сти. Спе­ци­фич. фе­но­ме­ном бы­тия вы­сту­па­ют «пи­ко­вые пе­ре­жи­ва­ния» (крат­кие эпи­зо­ды ко­то­рых да­ны всем лю­дям), ха­рак­те­ри­зую­щие­ся чув­ст­вом вос­тор­га или экс­та­за, про­свет­лён­но­стью и глу­би­ной по­ни­ма­ния. Ре­ли­гия, по М., воз­ник­ла как об­раз­но-сим­во­лич. сис­те­ма опи­са­ния пи­ко­вых пе­ре­жи­ва­ний, ко­то­рая впо­след­ст­вии при­об­ре­ла са­мо­сто­ят. зна­че­ние и ста­ла вос­при­ни­мать­ся как от­ра­же­ние сверхъ­ес­теств. дей­ст­ви­тель­но­сти. Мо­ти­ва­ция на этом уров­не ха­рак­те­ри­зу­ет­ся т. н. ме­та­мо­ти­ва­ми – уни­вер­саль­ны­ми «цен­но­стя­ми бы­тия» (ис­ти­на, доб­ро, кра­со­та, со­вер­шен­ст­во и т. п.), ко­то­рые М. вы­во­дил из био­ло­гии че­ло­ве­ка (со­цио­куль­тур­ная сре­да лишь влия­ет на их ак­туа­ли­за­цию, ча­ще все­го от­ри­ца­тель­но).

Раз­ви­вав­шие­ся М. идеи «эв­пси­хи­че­ско­го» об­ще­ст­ва, обес­пе­чи­ваю­ще­го воз­мож­но­сти макс. са­мо­ак­туа­ли­за­ции, на­шли прак­тич. при­ме­не­ние в ме­недж­мен­те (са­мо­ак­туа­ли­за­ция, мо­ти­ва­ци­он­ная ос­но­ва дея­тель­но­сти и др.). М. сто­ял так­же у ис­то­ков транс­пер­со­наль­ной пси­хо­ло­гии, был од­ним из ли­де­ров это­го дви­же­ния в на­чаль­ный пе­ри­од его ста­нов­ле­ния.

Соч.: Religions, values, and peak-experiences. Columbus, 1964; The psychology of science. L.; N. Y., 1966. Chapel Hill, 2002; Но­вые ру­бе­жи че­ло­ве­че­ской при­ро­ды. М., 1999; Мо­ти­ва­ция и лич­ность. СПб., 2001; По на­прав­ле­нию к пси­хо­ло­гии бы­тия. М., 2002; Мас­лоу о ме­недж­мен­те. М. и др., 2003.

Лит.: Wilson C. New pathways in psychology: Maslow and the post-Freudian revolution. L., 1972; Hoffman E. The right to be human: a bio­graphy of A. Maslow. N. Y.; L., 1999.

Вернуться к началу