Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРГИНА́ЛЬНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 91

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Г. Подвойский

МАРГИНА́ЛЬНОСТЬ (от лат. marginalis – край­ний, на­хо­дя­щий­ся на гра­ни), в со­цио­ло­гии – ха­рак­те­ри­сти­ка про­ме­жу­точ­но­го или по­гра­нич­но­го по­ло­же­ния ин­ди­ви­дов и об­ществ. сло­ёв в тех или иных со­ци­аль­ных струк­ту­рах. М., как пра­ви­ло, пред­по­ла­га­ет столк­но­ве­ние, про­ти­во­стоя­ние зна­чи­мых для ин­ди­ви­да сис­тем цен­но­ст­ных ори­ен­та­ций, норм, по­ве­денч. об­раз­цов. Фе­но­мен М. по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в совр. ур­ба­ни­зи­ров. об­ще­ст­вах бла­го­да­ря уси­ле­нию про­цес­сов со­ци­аль­ной транс­фор­ма­ции, тем­пов со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и ми­грац. по­то­ков.

В клас­сич. ин­тер­пре­та­ции чи­каг­ской шко­лы М. пер­со­ни­фи­ци­ру­ет­ся в об­ра­зе че­ло­ве­ка, на­хо­дя­ще­го­ся на сты­ке не­сколь­ких со­ци­аль­ных ми­ров (напр., им­ми­гран­та, по­ки­нув­ше­го при­выч­ную для не­го сре­ду и не ин­тег­ри­ро­вав­ше­го­ся в пол­ной ме­ре в но­вую; ре­бён­ка, вос­пи­тан­но­го пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных куль­тур, и т. п.). По­ня­тие «мар­ги­наль­ной си­туа­ции» опи­сы­ва­ет так­же ши­ро­кий круг со­ци­аль­ных со­бы­тий, со­про­во­ж­даю­щих­ся внутр. ро­ле­вым кон­флик­том, тре­бую­щим от лич­но­сти удов­ле­тво­ре­ния раз­но­на­прав­лен­ных, а по­рой и про­ти­во­по­лож­ных ожи­да­ний со сто­ро­ны парт­нёров по взаи­мо­дей­ст­вию. Мар­ги­наль­ный ста­тус не­ред­ко вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве пред­по­сыл­ки фор­ми­ро­ва­ния осо­бой – мар­ги­наль­ной (ам­би­ва­лент­ной, фраг­мен­ти­ро­ван­ной) иден­тич­но­сти, ста­но­вя­щей­ся для ин­ди­ви­да ис­точ­ни­ком бо­лез­нен­ных пе­ре­жи­ва­ний (тре­во­ги, не­уве­рен­но­сти в се­бе, оди­но­че­ст­ва).

Дру­гой ва­ри­ант М. пред­став­ля­ют ин­ди­ви­ды и груп­пы, ока­зав­шие­ся за гра­нью «при­лич­но­го об­ще­ст­ва» («из­гои», «аут­сай­де­ры», «де­клас­си­ро­ван­ные эле­мен­ты», «люм­пе­ны» и т. п.). Мар­ги­на­ли­за­ция це­лых об­ществ. сло­ёв в ре­зуль­та­те рез­ких и бы­ст­рых со­ци­аль­ных транс­фор­ма­ций соз­да­ёт бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для рас­про­стра­не­ния от­кло­няю­ще­го­ся по­ве­де­ния, а в ря­де слу­ча­ев ве­дёт к ано­мии – со­стоя­нию со­ци­аль­ной дез­ори­ен­та­ции, дез­ор­га­ни­за­ции и ос­лаб­ле­ния со­ци­аль­ных свя­зей.

М. не все­гда пред­по­ла­га­ет вы­тес­не­ние на пе­ри­фе­рию об­ществ. жиз­ни, спо­соб­ст­вуя в про­цес­се адап­та­ции мар­ги­наль­ной лич­но­сти к но­вой си­туа­ции ак­ти­ви­за­ции её творч. спо­соб­но­стей, склон­но­сти к ин­но­ва­ци­ям, рас­ши­ре­нию кру­го­зо­ра и кри­тич. ос­мыс­ле­нию разл. цен­но­ст­ных сис­тем и т. д.

Про­бле­ма­ти­ка М. ста­ла пред­ме­том эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ний и тео­ре­тич. ана­ли­за в амер. со­цио­ло­гии ме­ж­ду 1-й и 2-й ми­ро­вы­ми вой­на­ми, пре­ж­де все­го в ра­бо­тах Р. Пар­ка («Human migration and the marginal man», 1928, и др.), а за­тем Э. Стон­кви­ста, Р. Мер­то­на, Т. Ши­бу­та­ни и др.

Лит.: Stonequist E. V. The marginal man: a stu­dy in personality and culture conflict. N. Y., 1961; Park R. E. On social control and collec­tive behavior. Chi., 1967; По­по­ва И. П. Мар­ги­наль­ность. Со­цио­ло­ги­че­ский ана­лиз. М., 1996; Ши­бу­та­ни Т. Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия. М., 1999; Мар­ги­наль­ность в со­вре­мен­ной Рос­сии. М., 2000.

Вернуться к началу