Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́КИНТАЙР

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 542

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Дмитриев

МА́КИНТАЙР (MacIntyre) Алас­дер (р. 12.1.1929, Глаз­го), брит. фи­ло­соф. Учил­ся в Лон­дон­ском, Окс­форд­ском и Ман­че­стер­ском ун-тах. С 1951 пре­по­да­вал в ун-тах Ман­че­сте­ра, Лид­са (1957–61), Окс­фор­да (1961–62, 1965–66) и Эс­сек­са (1966–70); с 1969 в США, проф. ун-тов Бран­дай­са (с 1969), Бос­тон­ско­го (1972–1980), Ван­дер­бил­та (1982, 1985–88), Нотр-Дам (1985, 1989–94, 2000–08), Дью­ка (1995–97) и др. Чл. Амер. фи­лос. об-ва (2005). Ав­тор мно­го­числ. ра­бот по про­бле­мам эти­ки и тео­ло­гии, со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии, ис­то­рии фи­ло­со­фии. В «Крат­кой ис­то­рии эти­ки» («A short history of ethics», 1966) М. под­верг кри­ти­ке раз­ра­бот­ку этич. про­блем в ана­ли­ти­че­ской фи­ло­со­фии 1950–60-х гг. вне кон­крет­но­го со­ци­аль­но­го и ис­то­рич. кон­тек­ста. В по­лу­чив­шей ши­ро­кий ре­зо­нанс кн. «По­сле доб­ро­де­те­ли» («After virtue», 1981, рус. пер. 2000) М. ус­мат­ри­вал ис­то­ки кри­зи­са мо­ра­ли в совр. ми­ре в про­ва­ле вос­хо­дя­щих к эпо­хе Про­све­ще­ния по­пы­ток ра­цио­наль­но­го и се­ку­ляр­но­го обос­но­ва­ния уни­вер­саль­ной мо­ра­ли на ос­но­ве не­ких все­об­щих прин­ци­пов, пред­по­ла­гаю­щих ав­то­но­мию ин­ди­ви­да и уко­ре­нён­ных в струк­ту­ре ли­бо че­ло­ве­че­ских чувств и пе­ре­жи­ва­ний (Д. Юм и позд­ней­шая кон­цеп­ция эмо­ти­виз­ма), ли­бо че­ло­ве­че­ско­го «прак­ти­че­ско­го ра­зу­ма» (эти­ка дол­га И. Кан­та). Пре­одо­ле­ние это­го кри­зи­са М. ви­дит в об­ра­ще­нии к ари­сто­те­лев­ской эти­ке доб­ро­де­те­лей и её ср.-век. мо­ди­фи­ка­ции в то­миз­ме, ис­хо­дя­щих из те­лео­ло­гич. по­ни­ма­ния при­ро­ды че­ло­ве­ка и его пред­на­зна­че­ния. Не­со­из­ме­ри­мость и кон­тек­сту­аль­ная обу­слов­лен­ность разл. кон­цеп­ций спра­ведли­во­сти и ра­цио­наль­но­сти рас­кры­ва­ют­ся М. в ра­бо­те «Чья спра­вед­ли­вость? Ка­кая ра­цио­наль­ность?» («Whose justice? Which rationality?», 1988) на при­ме­ре этич. мыс­ли Древ­ней Гре­ции, Сред­нe­вековья и шотл. Про­све­ще­ния, а так­же в соч. «Три кон­ку­ри­рую­щие вер­сии мо­раль­но­го ис­сле­до­ва­ния: эн­цик­ло­пе­дия, ге­неа­ло­гия и тра­ди­ция» («Three rival versions of moral enquiry: encyclopaedia, genealogy, and tradition», 1990), где со­пос­тав­ля­ют­ся этич. идеи франц. эн­цик­ло­пе­ди­стов, пред­ло­жен­ный Ф. Ниц­ше про­ект ге­неа­ло­гии мо­ра­ли и ари­сто­те­лев­ско-то­ми­ст­ская тра­ди­ция, за­клю­чаю­щая в се­бе по­зи­тив­ные воз­мож­но­сти со­з­да­ния но­вой нор­ма­тив­ной эти­ки, в цен­тре ко­то­рой – во­прос о дос­той­ной че­ло­ве­че­ской жиз­ни и о доб­ро­де­те­лях, спо­соб­ствую­щих её дос­ти­же­нию. Ра­бо­ты М. 1980–90-х гг. сыг­ра­ли вид­ную роль в по­ле­ми­ке пред­ста­ви­те­лей ком­му­ни­та­риз­ма с тео­ре­ти­ка­ми «но­во­го ли­бе­ра­лиз­ма» (Дж. Ролз, Р. Двор­кин и др.).

Соч.: Secularization and moral change. L., 1967; Marxism and christianity. N. Y., 1968; Against the self-images of the age. L., 1971; Dependent rational animals. Chi., 1999; Se­lected essays. Camb., 2006–. Vol. 1–2–; Бес­соз­на­тель­ное. По­ня­тий­ный ана­лиз // Ло­гос. 2006. № 1; God, philosophy, universities: a se­lective history of Catholic philosophical tradi­tion. Lanham, 2009.

Лит.: After MacIntyre: critical perspectives on the work of A. MacIntyre. Notre Dame, 1994; McMylor P. A. MacIntyre: critic of moder­nity. L.; N. Y., 1994; Ма­ка­рен­ко ВП. Тех­но­кра­ти­че­ские ма­ме­лю­ки: со­цио­по­ли­ти­че­ские ас­пек­ты кон­цеп­ции А. Ма­кин­тай­ра. Рос­тов н/Д., 2000; A. MacIntyre / Ed. M. C. Murphy. Camb.; N. Y., 2003; Дмит­ри­ев ТА. А. Ма­кин­тайр: Мо­раль по­сле доб­ро­де­те­ли // Ис­то­рия фи­ло­со­фии. 2005. № 12; D’Andrea T. Tradition, rationality and virtue: the thougt of A. MacIn­tyre. Aldershot, 2006.

Вернуться к началу