МА́КИНТАЙР
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́КИНТАЙР (MacIntyre) Аласдер (р. 12.1.1929, Глазго), брит. философ. Учился в Лондонском, Оксфордском и Манчестерском ун-тах. С 1951 преподавал в ун-тах Манчестера, Лидса (1957–61), Оксфорда (1961–62, 1965–66) и Эссекса (1966–70); с 1969 в США, проф. ун-тов Брандайса (с 1969), Бостонского (1972–1980), Вандербилта (1982, 1985–88), Нотр-Дам (1985, 1989–94, 2000–08), Дьюка (1995–97) и др. Чл. Амер. филос. об-ва (2005). Автор многочисл. работ по проблемам этики и теологии, социальной философии, истории философии. В «Краткой истории этики» («A short history of ethics», 1966) М. подверг критике разработку этич. проблем в аналитической философии 1950–60-х гг. вне конкретного социального и историч. контекста. В получившей широкий резонанс кн. «После добродетели» («After virtue», 1981, рус. пер. 2000) М. усматривал истоки кризиса морали в совр. мире в провале восходящих к эпохе Просвещения попыток рационального и секулярного обоснования универсальной морали на основе неких всеобщих принципов, предполагающих автономию индивида и укоренённых в структуре либо человеческих чувств и переживаний (Д. Юм и позднейшая концепция эмотивизма), либо человеческого «практического разума» (этика долга И. Канта). Преодоление этого кризиса М. видит в обращении к аристотелевской этике добродетелей и её ср.-век. модификации в томизме, исходящих из телеологич. понимания природы человека и его предназначения. Несоизмеримость и контекстуальная обусловленность разл. концепций справедливости и рациональности раскрываются М. в работе «Чья справедливость? Какая рациональность?» («Whose justice? Which rationality?», 1988) на примере этич. мысли Древней Греции, Среднeвековья и шотл. Просвещения, а также в соч. «Три конкурирующие версии морального исследования: энциклопедия, генеалогия и традиция» («Three rival versions of moral enquiry: encyclopaedia, genealogy, and tradition», 1990), где сопоставляются этич. идеи франц. энциклопедистов, предложенный Ф. Ницше проект генеалогии морали и аристотелевско-томистская традиция, заключающая в себе позитивные возможности создания новой нормативной этики, в центре которой – вопрос о достойной человеческой жизни и о добродетелях, способствующих её достижению. Работы М. 1980–90-х гг. сыграли видную роль в полемике представителей коммунитаризма с теоретиками «нового либерализма» (Дж. Ролз, Р. Дворкин и др.).