Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЮБОМУ́ДРЫ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 229

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. В. Манн

ЛЮБОМУ́ДРЫ, уча­ст­ни­ки рос. лит.-фи­лос. круж­ка «Об­ще­ст­во лю­бо­муд­рия», со­здан­но­го в кон. 1823 в Мо­ск­ве. В не­го вхо­ди­ли В. Ф. Одо­ев­ский (пред­се­да­тель), Д. В. Ве­не­ви­ти­нов (сек­ре­тарь), И. В. Ки­ре­ев­ский, А. И. Ко­ше­лёв, Н. М. Ро­жа­лин. Близ­ки к об­ще­ст­ву бы­ли С. П. Ше­вы­рёв, Н. А. Мель­гу­нов, М. П. По­го­дин, В. П. Ти­тов и др. Кру­жок но­сил пре­им. фи­лос. ха­рак­тер. Л. изу­ча­ли со­чи­не­ния Б. Спи­но­зы, И. Кан­та, И. Г. Фих­те, нем. на­тур­фи­ло­со­фов Л. Оке­на, Й. Гёр­ре­са и, пре­ж­де все­го, Ф. В. Шел­лин­га; в ча­ст­но­сти, на ос­но­ве шел­лин­ги­ан­ской фи­ло­со­фии то­ж­де­ст­ва пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки соз­да­ния цель­ной сис­те­мы, при­во­дя­щей «все слу­чаи или все ча­ст­ные по­зна­ния че­ло­ве­ка к од­но­му на­ча­лу» (Ве­не­ви­ти­нов). В об­лас­ти эс­те­ти­ки Л. вы­сту­па­ли про­тив эм­пи­риз­ма и «кри­тики вку­сов», до­ка­зы­вая не­об­хо­ди­мость «един­ст­ва тео­рии изящ­но­го» (Одо­ев­ский, Ве­не­ви­ти­нов, Ше­вы­рёв). Л. пе­чата­лись пре­им. в ж. «Вест­ник Ев­ро­пы» и в из­да­вав­шем­ся в 1824–25 Одо­евским и В. К. Кю­хель­бе­ке­ром альм. «Мне­мо­зи­на» (вы­шло 4 вы­пус­ка). Фи­лос. умо­на­строе­ние со­че­та­лось у мно­гих Л. с ли­бе­раль­но-по­ли­тич. ори­ен­та­ци­ей, уси­лив­шей­ся пе­ред вос­ста­ни­ем 14(26) де­каб­ря 1825. По­сле его по­дав­ле­ния Л. рас­пус­ти­ли кру­жок, а ус­тав и про­то­ко­лы бы­ли со­жже­ны Одо­ев­ским. В даль­ней­шем боль­шин­ст­во Л. объ­е­ди­ни­лись во­круг соз­дан­но­го ими ж. «Мо­с­ков­ский вест­ник» [из­да­вал­ся в 1827–30; про­грам­ма его бы­ла из­ло­же­на в ста­тье Ве­не­ви­ти­нова «О со­стоя­нии про­све­ще­ния в Рос­сии» (опубл. в 1831 под назв. «Не­сколь­ко мыс­лей в план жур­на­ла»)]. Л. сыг­ра­ли за­мет­ную роль в раз­ра­бот­ке на рус. поч­ве идеа­ли­стич. диа­лек­ти­ки и фи­лос. тео­рий иск-ва, в из­вест­ной ме­ре под­гото­ви­ли дея­тель­ность Н. И. На­де­ж­ди­на, Н. В. Стан­ке­ви­ча и В. Г. Бе­лин­ско­го. В по­эзии Л. со­дей­ст­во­ва­ли раз­ви­тию фи­лос. ли­ри­ки с ха­рак­тер­ны­ми для неё прин­ци­па­ми уг­луб­лён­но­го пси­хо­ло­гиз­ма, са­мо­по­зна­ния, ус­та­нов­кой на ал­ле­го­рию, пан­теи­стич. ме­та­фо­рич­ность.

Лит.: Ко­ше­лев А. И. За­пис­ки. Бер­лин, 1884. М., 2002; Са­ку­лин П. Н. Из ис­то­рии рус­ско­го идеа­лиз­ма. Князь В. Ф. Одо­ев­ский. М., 1913. Т. 1. Ч. 1; Май­мин Е. А. Рус­ская фи­лософ­ская по­эзия. М., 1976; Ка­мен­ский З. А. Мо­с­ков­ский кру­жок Лю­бо­муд­ров. М., 1980; Са­ха­ров В. И. Стра­ни­цы рус­ско­го ро­ман­тиз­ма. М., 1988; Манн Ю. Рус­ская фи­ло­соф­ская эс­те­ти­ка. 2-е изд. М., 1998.

Вернуться к началу